Солнечные бури могут привести к катастрофическим последствиям — исследование
Наука

Солнечные бури могут привести к катастрофическим последствиям — исследование

25 сентября 2024 года, 12:23

Современные бури на Солнце и так бывают достаточно губительны для электроники, но некоторые события прошлых столетий потенциально могли бы оказаться во много раз опаснее — таковы результаты работы, опубликованной в журнале Nature несколькими учеными. При этом роль главной «улики» в руках исследователей сыграли… годовые кольца деревьев.

Одной из сильнейших солнечных бурь среди когда-либо задокументированных было так называемое «событие Кэррингтона», которое разыгралось в 1859 году (тогда же, когда были запущены часы Биг Бен и опубликовано «Происхождение видов» Чарльза Дарвина). Электричество тогда только начинало входить в обиход, но многие жители Европы и Северной Америки обратили внимание на бурю благодаря пожарам — возникшим, когда телеграфные провода неожиданно начали искрить — а также полярным сияниям в совершенно нехарактерных для них местах.

Но, несмотря на грандиозный масштаб и серьезные последствия этого шторма (которые были бы гораздо тяжелее, произойди он сейчас), его нельзя признать самым опасным в истории Земли, и даже в истории человечества. В этом уверены исследователи, которые провели анализ срезов деревьев на предмет концентрации в них радиоактивного углерода-14.

Метод радиоуглеродного датирования давно используется в археологии и палеонтологии. Но в последнее время ученые смогли зайти гораздо дальше — благодаря тому, что мощные солнечные выбросы способны заметно менять баланс «обычного» и радиоактивного изотопов углерода. В силу данного фактора этот важнейший для всех живых организмов элемент может служить надежным маркером для определения возраста органики — с точностью до года. А также указать, когда то или иное растение столкнулось с самым большим «солнечным потрясением» в своей жизни.

Попытки оценить мощь солнечных бурь прошлого ранее уже предпринимались, в том числе в 2012 году, командой японских ученых. Но в новом исследовании результаты прошлых работ удалось обобщить, прибавив к ним новые, гораздо более точные (благодаря шагнувшей вперед технологии) расчеты.

Так, стало известно о мощнейшем шторме, произошедшем в 774 году нашей эры, который с легкостью затмил бы событие Кэррингтона. Случись он в наши дни, его результатом был бы массовый отказ электронного оборудования, помехи у всех видов связи и серьезная радиационная опасность для космонавтов на МКС.

Кроме того, не менее экстремальные события произошли в 993-660 годах до н.э., 5259 году до н.э. и 7176 году до н.э. — последствия каждого из них было бы трудно предсказать. Но самая чудовищная буря, точные свидетельства которой можно обнаружить дендрохронологически, произошла 14 370 лет назад (как раз перед концом последнего ледникового периода). Остается разделять сдержанный оптимизм ученых, что подобные события не повторятся еще по крайней мере какое-то время — до тех пор, пока человечество не придумает надежные способы защиты.