«Чандра» нашла потерянный далекой галактикой гигантский «хвост»
Большой взрыв

«Чандра» нашла потерянный далекой галактикой гигантский «хвост»

23 сентября 2024 года, 13:04

Прохождение галактики в отдаленном скоплении через гигантское облако газа, по всей видимости, на наших глазах приводит к формированию новой космической структуры. Такой вывод можно сделать по новейшему снимку телескопа «Чандра», на котором запечатлено, как в 670 миллионах световых лет от нас пересекаются два грандиозных галактических «хвоста».

В объектив заслуженного рентгеновского телескопа попало галактическое скопление под названием Z8338. Эта довольно массивная космическая структура обладает весьма разнообразным «ландшафтом» из множества галактик, туманностей, газовых облаков, сотрясаемых ударными волнами, и черных дыр — все это на сравнительно небольшом пространстве. «Чандра», однако, выхватила нечто весьма необычное даже по местным меркам — два огромных скрестившихся между собой потока.

Гигантские раскаленные «хвосты» (чем-то напоминающие кометные, но несопоставимо больше) могут формироваться за галактиками, когда те проходят через насыщенные газом области. Их температура может достигать нескольких миллионов градусов — что и наблюдается внутри Z8338.

«Шлейф» длиной больше 800 тысяч световых лет давно обнаружен в этом скоплении. Проблема лишь в том, что галактики, которая отбросила его, рядом нет. Теоретически галактика может «отбросить» собственный хвост, как ящерица. Но что заставило одну из обитательниц Z8338 сделать это? Благодаря «Чандре» астрономы знают ответ: «шлейф» оказался, словно ножницами, отрезан другим шлейфом, который пересек траекторию ее движения сотни тысяч лет назад.

Этот новый «хвост», обнаруженный в рентгеновском диапазоне, по-настоящему гигантский. Его длина составляет более 1,6 миллиона световых лет, что в 15 раз больше диаметра Млечного Пути и почти равно двум третям расстояния до Туманности Андромеды. После того как маршруты движения двух стремительно летящих галактик пересеклись, их газовые шлейфы «зацепились» друг за друга и разделились пополам.

«Чандра» помогла восстановить детали этого «космического ДТП», а оптическая обсерватория Серро Тололо показала сами участвовавшие в нем галактики. Судя по всему, облако газа, отделившееся от хозяина, способно просуществовать не менее 30 миллионов лет. За это время в нем вполне смогут образоваться новое поколение звезд и планет. А значит, не исключено, что в конечном итоге на «месте происшествия» появится новая небольшая галактика.