Роскосмос обсудит с NASA сотрудничество по МКС
Проекты

Роскосмос обсудит с NASA сотрудничество по МКС

17 сентября 2024 года, 08:40

На этой неделе состоится несколько заседаний совместной комиссии Роскосмоса и NASA. Основной темой переговоров станет сотрудничество России и США по Международной космической станции. Не исключено, что представители двух агентств затронут вопрос перекрестных полетов, ведь ранее глава госкорпорации Юрий Борисов заявил, что стороны собираются продлить программу после весны 2025 года.

Встречи совместной комиссии пройдут с 17 по 19 сентября в Москве. В ее состав от России входят представители Консультативно-экспертного совета Роскосмоса, а от США — Консультативного комитета NASA по МКС. Среди членов комиссии присутствуют как специалисты «космических» предприятий и институтов двух стран, так и космонавты с астронавтами. Основная цель таких собраний — определить вопросы, влияющие на безопасность и эффективность пилотируемой программы РФ и США.

Незадолго до первой встречи, 16 сентября, представители Роскосмоса и NASA посетили Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Там они ознакомились с тренажерами как самого ЦПК, так и российского сегмента МКС. Примечательно, что в Центре также собрался экипаж самой первой долговременной экспедиции МКС — в ее состав вошли два российских космонавта Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко, а также астронавт NASA Уильям Шеперд.

Их исторический полет положил начало непрерывному присутствию людей на Международной космической станции. В общей сложности экспедиция МКС-1 продлилась 136 дней. Экипаж был доставлен на МКС с помощью корабля «Союз ТМ-31», стартовавшего с Байконура 31 октября 2000 года и пристыковавшегося к сервисному модулю «Звезда». На Землю Крикалев, Гидзенко и Шеперд вернулись 21 марта 2001 года на борту американского шаттла «Дискавери STS-102».

«И вот Уильям Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев вновь собрались вместе в Центре подготовки космонавтов. После официальной программы экипаж сделал памятные фотографии», — говорится в сообщении ЦПК.

В августе РФ обнародовала списки экипажей «Союзов» на ближайшие два года. В них последним полетом американского астронавта к МКС на российском корабле значилась отправка на орбиту Джонатана Кима в феврале 2025 года. После этого срока никаких полетов американцев на «Союзах» предусмотрено не было.

Однако недавно Юрий Борисов заверил, что Роскосмос и NASA будут продолжать работу по проекту перекрестных полетов и после весны 2025 года. По его словам, в марте уже запланирован один полет. «Конечно, мы договоримся и будем продолжать эту подтвердившую уже на практике миссию перекрестных полетов», — добавил глава Роскосмоса.

Тот факт, что стороны работают над продлением программы, подтвердили и в США. В частности, руководитель программы пилотируемых полетов NASA Кен Бауэрсокс отметил, что необходимые для этого соглашения пока прорабатываются. Причиной отсутствия конкретных договоренностей чиновник назвал ситуацию вокруг многострадального корабля Starliner, который из-за проблем с двигателями и утечек гелия смог отстыковаться от МКС только через три месяца вместо восьми дней и вернулся на Землю без экипажа. При этом ранее в NASA и компании-разработчике Boeing рассчитывали, что в скором времени Starliner сможет доставлять на МКС экипажи так же часто, как и Crew Dragon.

По словам Бауэрсокса, представители Роскосмоса пока не уверены в надежности «Старлайнера» и не готовы отправлять на нем своих космонавтов. Но поскольку корабль недавно благополучно вернулся домой, в NASA намерены разобраться с этим вопросом. Не исключено, что эта тема в том числе будет обсуждаться в рамках заседаний совместной комиссии.