Марсианских «пауков» воспроизвели в лаборатории NASA
Наука

Марсианских «пауков» воспроизвели в лаборатории NASA

12 сентября 2024 года, 11:02

Ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА смогли практически полностью разрешить загадку, касающуюся происхождения странных геологических формаций на Марсе — знаменитых «пауков». Им удалось в точности воссоздать эти необычные структуры в лабораторных условиях, максимально приближенных к тем, которые характерны для Красной планеты. Правда, тем самым возникло несколько новых вопросов, на которые у ученых пока нет ответов.

Впервые проблема марсианских «пауков» заинтересовала научное сообщество в 2003 году, после публикации первых высокодетальных снимков с орбитального аппарата. Он запечатлел удивительные образования на поверхности Красной планеты — черные округлые объекты, от которых расползались членистые «щупальца» (длиной иногда почти в километр). Скопления из десятков таких «пауков» просто усеивают поверхность южного полушария Марса и, несмотря на множество гипотез, ученые не могли во всех подробностях установить, откуда они взялись.

Поэтому эксперимент, проведенный в Лаборатории реактивного движения, можно считать прорывом: ученым впервые удалось полностью симулировать процесс появления «пауков», точно таких же, как марсианские (только во много раз меньше). Трудность заключалась в том, что для их образования нужен лед из углекислого газа, который в естественных условиях не встречается на Земле.

Но в специальной камере под названием DUSTIE (Dirty Under-vacuum Simulation Testbed for Icy Environments), напоминающей бочку из-под вина со стеклянными донышками, удалось создать условия, максимально приближенные к реалиям четвертой планеты. В частности, крайне низкое давление и температуру, равную минус 185 градусам Цельсия.

С помощью нагревателей исследователи нагрели тщательно сымитированную «марсианскую» почву через «линзу» из рассеянного по ней полупрозрачного льда. В результате замороженный СО2, расположенный глубже, сублимировался, моментально превратившись в газ, и с треском вырвался наружу, вынося с собой песок и пыль. Которые затем осели обратно в виде узора из трещин, который можно, при большом желании, принять за того самого «паука» — в почти идеальном соответствии с теоретической моделью.

Процесс извержения начался внезапно и занял около десяти минут. В конце его ученых ожидал сюрприз, которого не было в первоначальном сценарии: между зернами «марсианской» породы образовались кристаллики льда, которые затем раскалывались. Вероятно, именно это объясняет чрезвычайно потрескавшийся и асимметричный внешний вид «пауков» по сравнению с их естественными аналогами.

По всей видимости, дело в эффекте масштаба и глубине залегания СО2. Кроме того, непонятно, почему «пауки» встречаются исключительно в южном полушарии и игнорируют северное, а также почему за миллионы лет подобной активности углекислый газ в недрах Красной планеты не закончился, продолжая вырываться наружу. Тем не менее, количество белых пятен в изучении этой и многих других марсианских загадок сокращается с каждым новым экспериментом.