Вулканическая активность на Луне закончилась не так давно, как считалось
Наука

Вулканическая активность на Луне закончилась не так давно, как считалось

6 сентября 2024 года, 09:59

Ученые из Академии наук Китая при посредстве образцов, собранных исследовательским зондом «Чанъэ-5», восстановили важнейшее недостающее звено в геологической истории Луны. Три крошечных шарика из природного стекла поведали о том, как долго продолжалась вулканическая активность на спутнике нашей планеты.

Вулканы, сотрясавшие Луну на заре ее существования и сформировавшие ее в том виде, который нам привычен, уже давно не представляют загадки для ученых. Вулканические породы возрастом от двух до четырех миллиардов лет — совершенно не редкость на спутнике Земли. Но когда вулканическая активность здесь на самом деле прекратилась — это и есть настоящая тайна. Или, скорее, была — до тех пор, пока за разрешение данного вопроса не взялись китайские ученые.

В составе реголита, доставленного на Землю в ходе экспедиции «Чанъэ-5», исследователи обнаружили россыпь из крошечных шариков вулканического стекла. Институт геологии и геофизики Академии наук Китая (вместе с Нанкинским университетом) сразу же проявил к ним горячий интерес, и вскоре из 3 000 миниатюрных «капель» были отобраны три, наиболее перспективные, с точки зрения исследователей. Главной сложностью было отличить вулканические образцы от ударных, но китайские ученый уже имели отработанные критерии для этой операции.

Затем все три наилучшим образом сохранившихся образца были подвергнуты процедуре радиоизотопного датирования. Коллектив ученых во главе с профессорами Ли Цю Ли и Хэ Юй Яном ожидали получить возраст до двух миллиардов лет, в самом исключительном случае — около 0,8 миллиарда. Именно так звучали самые смелые оценки того момента, когда активный вулканизм на Луне окончательно угас.

Поэтому удивлению исследователей не было предела, когда проведенный с высокой точностью анализ показал истинный возраст образцов — всего 123 миллиона лет (на Земле в это время была проходила первая треть Мелового периода). Даже погрешность ± 15 миллионов лет совершенно не меняет ситуацию неожиданной «молодости» находок.

Факт продолжения вулканической активности (по геологическим меркам) почти до наших дней заставляет пересмотреть представление о небольших скалистых телах. В частности, не должно вызывать сомнений, что они способны длительное время сохранять внутри огромное количество тепла. Более того, теперь не является совсем уж фантастическим сценарий, при котором люди могли бы стать свидетелями лунного извержения.