«Уэбб» подробно рассмотрел искаженную галактику в форме знака вопроса
Наука

«Уэбб» подробно рассмотрел искаженную галактику в форме знака вопроса

5 сентября 2024 года, 11:40

Космический телескоп «Уэбб» сфотографировал галактику, преломленную гравитационной линзой редчайшей конфигурации, из-за чего она выглядит как вопросительный знак. Впрочем, польза от нового пейзажа не ограничивается эстетикой: его главное «действующее лицо» может помочь ученым восстановить то, как выглядел Млечный Путь семь миллиардов лет назад.

Процесс звездообразования, зашкаливающе интенсивный на заре Вселенной, с ее взрослением начал естественным образом замедляться. Но как он выглядел примерно на середине громадного временного отрезка от Большого взрыва до современности? Подсказкой, по мнению американских ученых, может являться галактика, только что запечатленная «Уэббом», несмотря на то, что в ней трудно сразу узнать «собрата» Млечного Пути.

Сверхсовременный космический телескоп наблюдал за скоплением галактик MACS-J0417.5-1154. Но его колоссальная масса позволила разглядеть кое-что, находящееся гораздо дальше: две галактики, которые из-за гравитационного искажения, производимого скоплением, соединяются в забавный образ — одна из них напоминает по форме рыболовный крючок, а другая расположена прямо у его основания. Вместе они выглядят как написанный готическим шрифтом элегантный вопросительный знак.

«Нам известны только три или четыре случая подобных конфигураций гравитационных линз в наблюдаемой Вселенной, что делает данную находку по-настоящему захватывающей, так как она демонстрирует мощь «Уэбба» и дает шанс на обнаружение других подобных явлений», — отметил один из авторов открытия, астрофизик Гийом Депре.

Свежеоткрытая галактика никогда не наблюдалась ранее, даже «Хабблом», который чрезвычайно внимательно присматривался к означенному скоплению. Это свидетельствует как о лучшем разрешении «Уэбба», так и о пользе наблюдений на разных длинах инфракрасных волн — более длинные из них легче проходят сквозь разбросанные в космосе облака газа и пыли.

Впрочем, интерес ученых не исчерпывается занятной формой только что обнаруженной галактики. Обе составных части «знака вопроса» демонстрируют чрезвычайно активное звездообразование, что является приятным бонусом, учитывая их возраст — около 7 миллиардов лет. А новый телескоп может разглядеть даже отдельные зоны, где это звездообразование происходит. Ученые пришли к выводу, что галактики имеют массу, практически идентичную массе Млечного Пути, рассчитанную для столь отдаленного периода его биографии. А значит, дальнейшие наблюдения дадут больше важных фактов на тему бурного прошлого нашей родной галактики.