Парад из шести планет и Луны: когда начнется и куда смотреть
Смотрим вверх

Парад из шести планет и Луны: когда начнется и куда смотреть

27 августа 2024 года, 13:55

Завтра в звездном небе тесно сойдутся сразу шесть планет Солнечной системы — все (включая невидимые невооруженным глазом), кроме Венеры, а также Луна. Но приступить к наблюдениям можно будет уже сегодняшней ночью: в течение нескольких дней эффектная картина будет сохраняться с полуночи и до рассвета.

Термин «парад планет» отсутствует в профессиональной астрономии, так как ему нет строгого определения. Тем не менее именно так часто называют моменты, когда сразу четыре или более крупных тел Солнечной системы собираются на небольшом участке неба. Так происходит и прямо сейчас, когда Марс, Юпитер, Уран, Нептун и Сатурн находятся по одну сторону от Солнца, в 160-градусном секторе.

Сегодня ночью к ним присоединяется Меркурий (который появится на небе около 4 часов пополуночи), а также серп убывающей Луны, который пристроится к Красной планете. Таким образом, все планеты, носящие имена римских богов-мужчин, соберутся в поле зрения землян и будут представлять собой прекрасную цель для наблюдений.

Из них Меркурий, Марс, Юпитер и Уран будут находиться в восточной части неба, а Сатурн вместе с невидимым Нептуном окажутся на юго-западе. Это не слишком похоже на распространенное представление о «параде», как о планетах, выстроенных в линию (такое бывает, но раз в миллионы лет), зато случается гораздо более регулярно.

Сатурн появится первым: он взойдет уже около 21 часа и будет прекрасно виден. Юпитер, Марс и Луна вступят в дело после полуночи. Особо сложно (если у вас нет телескопа) будет наблюдать Меркурий: он спрячется недалеко от горизонта, где уже будут появляться первые признаки утренней зари. Поэтому заметить его можно будет лишь в течение часа. Для наблюдений же ледяных гигантов потребуется как минимум мощный бинокль с семи- или десятикратным увеличением.

Следующий раз, когда планеты соберутся по одну сторону от Солнца с точки зрения землян, произойдет через полгода — 28 февраля. Причем тогда к ним присоединится и Венера. Но разлет между телами будет достаточно большой. Последний раз все планеты собирались в сравнительно небольшом секторе (около 95 градусов) 10 марта 1982 года и вызвали панику в США из-за псевдонаучной книги, обещающей, что это событие вызовет землетрясения и разрушит Лос-Анджелес. Но никакого повышения сейсмической активности 42 года назад не случилось.