Астрономы нашли источник «сигнала инопланетян»
Большой взрыв

Астрономы нашли источник «сигнала инопланетян»

21 августа 2024 года, 10:21

Спустя почти полвека догадок физики наконец «раскусили» странный и необычайно мощный сигнал, пришедший из глубокого космоса. Необычный импульс радиоизлучения, первоначально принятый за короткое послание от иной цивилизации, оказался флуктуацией обыкновенного водорода. Зато это открытие позволит исключить «ложные тревоги» в будущих исследованиях SETI.

В 1977 году радиотелескоп «Большое ухо» мирно сканировал космическое пространство, когда со стороны созвездия Стрельца (то есть из района центра Млечного Пути) внезапно пришел чрезвычайно экзотический сигнал — узкополосный и очень сильный. Когда астроном Джерри Эхман спустя несколько дней просматривал карту с результатами наблюдений, он не смог удержаться от эмоций и даже написал на бумаге восхищенное восклицание «Вау!». Оно и стало неофициальным названием странного сигнала, наряду с более формальным 6EQUJ5.

По своим характеристикам (полосе передачи, мощи и исчезающе малому количеству шумов) он почти идеально соответствовал представлениям о том, как должен выглядеть сигнал разумного происхождения. Дополнительную уверенность ученым придавало то, что его длительность составила более 72 секунд. Несмотря на то, что за четыре с половиной десятилетия «Вау!» так и не был расшифрован и ни разу не повторился, у многих ученых оставалась надежда на то, что это был крик некоей внеземной цивилизации.

Но, как показало новое исследование, эти надежды больше не имеют под собой оснований. Астрономы во главе с Абелем Мендесом воспользовались архивом, оставшимся от радиотелескопа Аресибо, и подвергли тщательной проверке его наблюдения, относящиеся к 2017-2020 годам. Они аналогичны наблюдениям «Большого уха», но имеют лучшее разрешение, а также включают фактор поляризации.

Выяснилось, что сигналы, подобные «Вау!» (пусть и менее интенсивные), не являются редкостью. Более того, все они фиксируются недалеко от спектральной линии водорода. Этот факт укреплял подозрения астрономов ХХ века, считавших, что эта полоса должна использоваться как «универсальная частота» для межзвездных коммуникаций. Но все оказалось прозаичнее: субстанцией, из которой исходил сигнал, и был тот самый нейтральный водород.

Вывод ученых однозначен: то, что «Большое ухо» услышало в 1977 году, было кратковременным всплеском яркости одного из облаков этого космического газа. Чем было вызвано это внезапное прояснение — пока неясно: это могла быть вспышка магнетара или деятельность источника мягких повторяющихся гамма-всплесков. Более того, по смелому предположению астрономов, «Вау!» может быть «первым зарегистрированным случаем мазерной вспышки в линии водорода». Так или иначе, гипотеза инопланетян в данном контексте окончательно теряет свою актуальность.