Установлено положение кратеров, породивших десятки марсианских метеоритов
Наука

Установлено положение кратеров, породивших десятки марсианских метеоритов

19 августа 2024 года, 10:59

Ученые выяснили, откуда взялась заметная часть марсианских метеоритов, еще не так давно активно бомбардировавших Землю. Многие из них удалось привязать к конкретным кратерам на Красной планете — не говоря уже об определении точного возраста, времени, проведенного ими в космосе, и нагрузок, вынесенных в момент удара.

Откуда берутся метеориты — вопрос совершенно не праздный, учитывая их потенциальную опасность (как уничтожителей всего живого) или, напротив, пользу (как источников редких ископаемых). Активную роль в бомбардировке нашего мира играют не только свободно блуждающие по Солнечной системе на протяжении сотен миллионов лет тела, но и ближайшие к нам планеты. Главной из которых в этом аспекте является Марс.

Из-за не слишком большой силы тяжести и редкой атмосферы он не только становится «легкой добычей» каменных глыб из космоса, но и добавляет в их число куски собственной коры, выбрасываемые при масштабных столкновениях. Следы этих катаклизмов мы видим теперь в виде крупных кратеров. И по мере углубления научных знаний о найденных на Земле метеоритах некоторые из них удается точно связать с теми конкретными местами на Красной планете, которые послужили своего рода «донорами».

«Нам удалось аналитически идентифицировать минимум четыре из шести кратеров на поверхности Марса, связанных с метеоритами-шерготтитами, а также единственный кратер, связанный с метеоритами из классов нахлитов и чассигнитов. Это позволяет нам соотнести данные метеориты с конкретными отложениями вулканических пород на Марсе, расположенными на плато Фарсида и равнине Элизий», — отметила исследовательская группа.

Всего планетологи подвергли изучению больше двухсот фрагментарных останков метеоритов, первым из которых стала известная «Черная красавица». Она послужила в прямом смысле слова «пробным камнем»: успешное определение ее возраста (5-10 миллионов лет) а также источника (кратеры Каррата и Худжирт) позволило применить усовершенствованный метод к другим образцам. Результат оказался впечатляющим.

Выяснилось, что значительная часть из упавших на Землю камней сравнительно молодые — от поверхности Марса они отделились не ранее 12 миллионов лет. И случилось это в районах, известных теперь под названиями Котка, Чакпар, Тутка, Домони и Коринто. Все пять представляют из себя небольшие кратеры глубиной от 26 до 1,5 м. В то же время на поверхности Красной планеты существуют и другие следы ударов, чрезвычайно похожие на указанные. Но происходящие из них куски пород, также выброшенные в космос, вероятно, пока только ждут момента своего падения на Землю.