SpaceX провела первый прожиг нового двигателя Raptor 3
Технологии

SpaceX провела первый прожиг нового двигателя Raptor 3

9 августа 2024 года, 11:04

Ракетный двигатель нового поколения Raptor 3 (а, точнее, его производственная версия) прошел первые огневые испытания. Судя по кадрам, снятым камерой частной новостной организацией NASASpaceflight, продолжительность теста составила 30 секунд. Одновременно с проведением прожига в компании SpaceX сообщили о готовности к очередному полету Starship/Super Heavy. Сейчас в компании Илона Маска ждут соответствующего разрешения от Федерального управления гражданской авиации США (FAA).

Огневые тесты нового двигателя SpaceX прошли на испытательном стенде в МакГрегоре. Прожиг Raptor 3 (SN1) продолжался 30 секунд, о чем компания опубликовала соответствующие ролик и фото. Глядя на них, глава конкурирующей компании-пускового провайдера United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно с иронией отметил, что в действительности испытаниям подвергся «частично собранный двигатель» — без контроллеров и систем подачи топлива и управления вектором тяги. Он также намекнул, что сравнивать новую разработку с прошлыми двигателями SpaceX, например, тем же Raptor 2, некорректно.

В ответ на реплику президент и главный операционный директор SpaceX Гвинн Шотвелл разместила фото Raptor 3 с другого ракурса, на котором ясно виден турбонасосный агрегат. Илон Маск, комментируя слова Бруно, заметил, что у Raptor 3 не будет теплозащитного экрана, поэтому инженеры удалили все мелкие трубки и элементы, либо же включили их в основную конструкцию. «Кроме того, детали должны каким-то образом активно охлаждаться, поэтому мы добавили регенеративное охлаждение там, где отсутствовал поток жидкости или газа», — написал он в соцсети X (бывший Twitter).

Первый серийный экземпляр Raptor 3 в SpaceX представили в начале августа. Тогда Маск отметил, что конструкция двигателя нового поколения значительно интегрирована: почти вся арматура, ранее находившаяся снаружи, а также системы, которые обеспечивают работу «Раптора», помещены внутрь корпуса. Помимо этого, во многих составных частях Raptor 3 отсутствуют механические соединения, которые были у прежних версий.

Некоторые наблюдатели полагают, что все это избавляет от необходимости ставить на двигатель теплозащитный экран, что в свою очередь, снижает его массу. Так это или нет — непонятно. По словам Маска, Raptor 3, по сравнению с прошлыми версиями, обладает большей тягой. Вот, до данным SpaceX, характеристики «земных» вариантов двигателей, которые стоят на ускорителе Super Heavy:

Raptor 1:

  • Тяга — 185 тс;

  • Удельный импульс — 350 секунд;

  • Масса — 2080 кг (с дополнительным оборудованием — 3630 кг).

Raptor 2:

  • Тяга — 230 тс;

  • Удельный импульс — 347 секунд;

  • Масса —1630 кг (2875 кг).

Raptor 3:

  • Тяга — 280 тс;

  • Удельный импульс — 350 секунд;

  • Масса — 1525 кг (1720 кг).

Если установить двигатели Raptor 3 на систему Starship/ Super Heavy, то ее грузоподъемность повысится на 15-20 %, утверждают в SpaceX.

По словам инженеров, новые прототипы корабля и ускорителя уже технически готовы к пятому испытательному полету (IFT-5). В ближайшее время специалисты хотят провести серию тестов по захвату ускорителя башней обслуживания «Мехазилла». По мнению наблюдателей, прожиг двигателя, который состоялся 8 августа на площадке Мэсси, вероятно, будет заключительным огневым испытанием перед IFT-5.

Но инженеры SpaceX не собираются сидеть без дела: в ожидании разрешения на IFT-5 они выполнят огневые испытания ускорителя SH B13 для шестого полета системы. К этому же пуску активно готовят и сам корабль Starship (заводской номер 31) — не так давно на нем начали менять плитки теплозащиты. Подробнее о том, когда может состояться пятый полет самой мощной ракетной космической системы в истории и какие цели стоят перед ним, читайте в нашей статье.