Астрономы пронаблюдали за рождением планет вокруг двойных звезд
Большой взрыв

Астрономы пронаблюдали за рождением планет вокруг двойных звезд

6 августа 2024 года, 10:09

Астрономы обнаружили активно развивающиеся протопланетные диски сразу в двух достаточно крупных бинарных звездных системах. Благодаря этому появилась уникальная возможность изучить, как эти предшественники планет деформируются под воздействием двух массивных и удаленных друг от друга светил.

Среди 5000 зарегистрированных экзопланет около сотни находятся в двойных системах (первый из таких миров был открыт в 1995 году). Но двойные системы с активными протопланетными дисками до сих пор практически не встречались. Это подогревало к ним интерес: ведь астрономы не до конца понимали, как в таких условиях газопылевое облако может оставаться стабильным и не рассеяться в течение нескольких миллионов лет.

Ситуацию изменили радиотелескоп ALMA, находящийся в чилийских Андах, и расположенная на вершине гавайского вулкана Обсерватория Кека. Сочетание наблюдений в инфракрасном спектре и в миллиметровом радиодиапазоне принесло отличный результат: сразу две бинарных звезды оказались обладательницами «шлейфов», внутри которых прямо сейчас формируются будущие планеты.

Обе системы довольно протяженные: расстояние между звездами в первой из них составляет около 14 астрономических единиц (т. е. расстояний от Земли до Солнца), а во второй — 22 астрономические единицы. Наименования систем — DF Tau и FO Tau соответственно.

DF Tau особенно экзотична. В ней обнаружены два диска, состоящие в основном из достаточно холодной пыли. Причем один из них магнитно связан со звездой и активно «делится» с ней материей. Однако внутренний диск подвергся заметному разрушению — по-видимому, под воздействием гравитации быстро вращающегося светила. Кроме того, на его эволюцию могло повлиять относительное смещение орбит. Не исключено, что он успеет окончательно деградировать еще до того, как в нем сформируется хоть одна планета.

DF Tau, в свою очередь, производит впечатление несколько более «степенной» системы. Здесь диски выровнены по своим орбитам, а звезды вращаются с умеренной скоростью, не подвергая их излишним нагрузкам. К тому же магнитная связь здесь, по всей видимости, касается обеих пар «светило + окружающий его диск», что тоже добавляет стабильности. Все это лишь результаты предварительного изучения: дальнейшие исследования этих двух звезд принесут немало открытий, касающихся раннего этапа эволюции далеких миров.