Астрономы обнаружили большое количество «странных» инопланетных миров
Наука

Астрономы обнаружили большое количество «странных» инопланетных миров

5 августа 2024 года, 12:03

Международная команда астрофизиков провела огромную работу, систематизировав и обобщив наблюдения наземной Обсерватории Кека на Гавайях и космического телескопа TESS. Результатом стал каталог с подробнейшим описанием 120+6 миров в других звездных системах. Многие из них, по признаниям самих ученых, выглядят весьма экзотическими и даже «странными».

120+6 означает, что в исследование вошли 120 экзопланет, существование которых установлено с почти стопроцентной достоверностью, а также шесть кандидатов, которые пока не удовлетворяют довольно строгим критериям подтвержденности. Тем не менее каждая из них стала мишенью целого ряда процедур, которые помогли с необычайной детальностью восстановить их облик, массу, орбиту, класс, химический состав атмосферы и температуру, а также много других, более специфических черт.

Прежде всего в обзор вошли результаты тысяч последовательных наблюдений за радиальной скоростью — небольшими колебаниями звезды под гравитационным воздействием вращающейся вокруг нее планеты. Всего ученые провели 9 204 измерения этого параметра, причем более половины из них были сделаны всего за 301 ночь. Этим занималась обсерватория на верхушке Мауна-Кеа, в то время как транзитный телескоп предоставлял новейшие данные о габаритах изучаемых миров.

В итоге удалось с высокой точностью рассчитать массу каждого из объектов каталога, а также выявить «удивительные сочетания» типов планет за пределами Солнечной системы: от крайне странных до неожиданно похожих на Землю и даже потенциально обитаемых. К примеру, была обнаружена самая большая скалистая планета из когда-либо найденных.

Ученые предполагают, что состоящие из твердых пород планеты не могут превышать по массе Землю более чем в десять раз (иначе еще на этапе формирования они превратятся в ледяных или газовых гигантов). Мир, известный как TOI-1347 b, завис прямо на верхней границе возможного. Другим примером экзотики является суперземля в системе TOI-1798, один год на которой длится всего половину земных суток.

Не менее интересна TOI-1824 — одна из самых плотных для своего размера планет, когда-либо обнаруженных астрономами. После определенных затруднений ее отнесли к классу суб-нептунов. При этом особое внимание астрономы уделили мирам в окрестностях звезд-субгигантов (одной из них когда-нибудь станет наше Солнце), что позволит сделать выводы об отдаленном будущем нашей родной планеты. В частности — сможет ли она каким-то образом пережить свое почти неизбежное поглощение неудержимо расширяющимся Солнцем.