Ключевые элементы для жизни на Земле могли образоваться от ударов молний
Наука

Ключевые элементы для жизни на Земле могли образоваться от ударов молний

31 июля 2024 года, 11:45

Попытки оценить правдоподобность обитаемости других планет рано или поздно упираются в вопрос: а как и благодаря каким факторам жизнь появилась на Земле? Неоднократно в поддержке органогенных процессов «обвинялись» разнообразные космические гости — вроде комет и метеоритов. Но большая команда химиков во главе с Хайхуэем Джой Цзяном обнаружила новые аргументы в пользу того, что ключевую роль в синтезе органических молекул наряду с ними могли сыграть молнии.

Землю, какой она была 4,5 миллиарда лет назад, трудно назвать комфортным и гостеприимным местом. Тем не менее, именно тогда, на фоне извергающихся вулканов, метеоритных бомбардировок и ядовитых дождей, в «первобытном бульоне» зародилась первая жизнь. Но что именно вызвало химические реакции, приведшие к формированию базовой органики?

Ученые предполагали, что энергию и некоторые ингредиенты для этого могли предоставить небольшие астероиды, кометы или их весьма необычная, «темная» разновидность. Но исследование, результаты которого были только что опубликованы, несколько смещает акценты: не менее важную роль в процессе зарождения жизни должны были сыграть мощные атмосферные электрические разряды. Проще говоря — молнии.

Основанием для подобных выводов послужил эксперимент. Исследовательская группа воссоздала в своей лаборатории среду, максимально приближенную к той, что наблюдалась на заре существования Земли. Самым сложным было воссоздать тот самый «бульон», а электрические разряды были уже делом техники.

Затем наступил этап изучения тех химических соединений, которые образовались под воздействием «молний». И почти сразу же оказалось, что углерод и азот успели собраться в довольно высокоорганизованные молекулы — муравьиную кислоту, нитрит, нитрат и аммоний, которые вполне могли бы послужить «строительными блоками» для первых аминокислот.

Добавив в эту среду минералы (про которые точно известно, что они присутствовали в горных породах на древней Земле), ученые повторили имитацию. В результате образовались сульфидные минералы — вроде тех, что до сего дня регулярно попадаются при извержениях вулканов, а также такая характерная органическая молекула, как аммиак. Все это указывает на то, что молнии вполне могли бы стать катализатором процесса зарождения жизни. И если астрономы найдут планету, где они так же бушуют, как когда-то на Земле — то должны будут присмотреться к ней внимательнее.