Астрономы обнаружили следы водяного пара на экзопланете Смертиос
Наука

Астрономы обнаружили следы водяного пара на экзопланете Смертиос

10 июля 2024 года, 11:54

В небольшой компании экзопланет, в атмосфере которых присутствует вода, появился новый, необычайно интересный кандидат. Правда, этот факт не делает его пригодным для поисков жизни, ведь речь идет о раскаленном до полутора тысяч градусов мире, напоминающем Сатурн. Зато открытие позволяет отточить методы исследования иных миров и лучше понять поведение газовых гигантов в Солнечной системе.

Планета, о которой идет речь — это весьма экзотический мир, открытый транзитным методом в системе HD 149026 на расстоянии примерно 250 световых лет от нас. С 2005 года, когда впервые было заявлено о ее открытии (кстати, сделал это астроном-любитель), ученые не встречали других таких же планет: газообразных, необычайно горячих, но при этом с огромным ядром. Название этот мир получил приличествующее — Смертиос, в честь галльского бога войны (то есть это тезка Марса).

Не удивительно, что Смертиос сразу оказался в центре интереса многих коллективов астрономов. Удалось вычислить, что радиус экзопланеты составляет 0,81 радиуса Юпитера, а масса — в три раза меньше. Кроме того, период ее вращения вокруг желтого субгиганта составляет менее трех дней, в итоге чего Смертиос раскален до более чем 1400 градусов Цельсия.

Теперь же ученые, используя новейший спектрограф CARMENES, обнаружили еще более любопытные детали этого богатого металлами (что нетипично для газовых гигантов) мира. А именно: в его атмосфере явно присутствует водяной пар. После кросс-корелляционного исследования с высоким разрешением (в ближнем инфракрасном диапазоне) этот факт можно считать предварительно установленным, хотя вероятность неверной интерпретации все еще присутствует.

Дело в том, что спектральные линии воды были обнаружены чрезвычайно близко к местоположению Смертиоса, но уровень соотношение сигнала и шума все равно составило 4,8/1, что слишком мало для стопроцентно уверенных выводов. Однако данные признаки указывают на то, что соотношение углерода к кислороду на газовом гиганте должно быть меньше единицы — при условии, что атмосфера планеты относительно однородна и находится в химическом равновесии.

С этим связано крайне низкое содержание там цианистого водорода: исследователи довольно настойчиво искали его там, но не нашли ни малейших признаков. Но тот самый высокий уровень шума пока не дает делать окончательных выводов о природе планеты.

А вот что удалось измерить очень точно — так это скорость покоя и орбитальную скорость Смертиоса. Они оказались равны 2,57 километрам в секунду и 158,17 км/с соответственно. Это частично объясняет то, почему планета, как и ее «тезка» из окрестностей Земли, имеет столь насыщенный кроваво-красный цвет. Но что является главной причиной такого оптического смещения — аномальная динамика атмосферы или орбита с ненулевым эксцентриситетом — еще только предстоит выяснить.