Двигатели RS-25 готовы к полету ракеты SLS на окололунную станцию Gateway
Американская компания Aerojet Rocketdyne, входящая в L3Harris Technologies, сообщила о модернизации двигателей RS-25, предназначенных для использования на сверхтяжелой ракете Space Launch System (SLS) для лунной экспедиции Artemis IV. Одно из улучшений, которые получили RS-25, — современные бортовые компьютеры, устойчивые к высоким температурам. Во время полета Artemis IV будет впервые задействована более мощная версия ракеты SLS, оснащенная новой второй ступенью.
Как сообщила Aerojet Rocketdyne 8 июля, модернизация четырех жидкостных двигателей RS-25, которые будут использоваться для запуска ракеты SLS в рамках Artemis IV, успешно завершена. В частности, двигатели оснастили передовыми контроллерами: микрокомпьютеры, предназначенные для управления процессами функционирования агрегатов двигателя, смогут выдерживать более высокие температуры от работающих рядом с ними стартовых твердотопливных ускорителей. Они уже прошли испытания в Космическом центре Стенниса в Миссисипи.
Экспедиция Artemis IV запланирована на сентябрь 2028 года и предполагает пилотируемый полет космического корабля «Орион» на окололунную станцию Gateway, а также высадку четырех астронавтов на поверхность Луны. В рамках Artemis IV инженеры хотят впервые задействовать улучшенную версию сверхтяжелой ракеты — SLS Block 1B. На ней стоит более мощная вторая ступень Exploration Upper Stage, оснащенная четырьмя двигателями RL10 от Aerojet Rocketdyne.
Так, в частности, для первых трех экспедиций лунной программы «Артемида» — Artemis I (состоялась в ноябре 2022 года), Artemis II и Artemis III (планируются в сентябре 2025-го и сентябре 2026-го года соответственно) — применен первоначальный вариант ракеты — SLS Block 1. На нем установлена «промежуточная криогенная ступень» (Interim Cryogenic Propulsion Stage), которая оснащена одним двигателем RL10 и позволяет отправлять к Луне полезный груз массой свыше 27 тонн.
Разработчики отмечают, что SLS Block 1B «изменит правила игры» и позволит выполнять «самые амбициозные и ранее не осуществимые задачи». Например, эта ракета сможет отправлять в окололунное пространство до 38 тонн полезного груза, включая корабль Orion и его экипаж. «Новый универсальный переходник, установленный над ступенью Exploration Upper Stage, позволит вместить на 24% больше объема, чем стандартный пятиметровый обтекатель полезной нагрузки, используемый ныне на других ракетах», — отметила президент подразделения Aerojet Rocketdyne по двигателям и энергетическим системами Кристин Хьюстон.
Иными словами, новая SLS Block 1B, по сравнению с SLS Block 1, сможет доставлять более 10 тонн дополнительного груза во время каждого полета. «Грузовые версии усовершенствованного носителя смогут доставить в окололунное пространство 42 тонны», — говорится в заявлении L3Harris. При этом в будущем грузоподъемность SLS планируется увеличить до 130 тонн, хотя уже сейчас она является самой грузоподъемной из всех эксплуатируемых ныне ракет. Кроме того, это единственная ракета, изначально рассчитанная на отправку корабля Orion, астронавтов и припасов на Луну за один полет.
Ракетные двигатели RS-25 работают на жидком кислороде и жидком водороде. Ранее они стояли на «шаттлах», начиная с первого полета в 1981 году и заканчивая 2011 годом, когда корабли были выведены из эксплуатации. Затем фирма-разработчик заложила двигатели на хранение. Впервые RS-25, ранее стоявшие на «шаттлах», использовались 16 ноября 2022 года в рамках Artemis I. Эта версия будет также задействована в Artemis II, Artemis III и Artemis IV. А начиная с экспедиции Artemis V, на ракету SLS установят двигатели RS-25, заново изготовленные специально для этой программы.
Ранее стало известно, что корабль Orion вышел на заключительную стадию испытаний и сборки. С его помощью четверо астронавтов должны будут совершить облет Луны в рамках экспедиции Artemis II, запланированной на сентябрь 2025 года.