Против NASA подан иск из-за падения космического мусора
Проекты

Против NASA подан иск из-за падения космического мусора

25 июня 2024 года, 10:27

Несколько месяцев назад крышу дома во Флориде пробил кусок космического мусора, чуть не убив сына его хозяина. Теперь, когда связь этого мусора (который оказался куском сгоревшего аккумулятора) с НАСА доказана, семья намерена через суд потребовать от американского аэрокосмического агентства компенсацию. Юристы смотрят на эту ситуацию с большим интересом, ведь в силу особенностей американского права из этого может возникнуть долгоиграющий прецедент.

Произведённый Соединёнными Штатами космический мусор регулярно падает на головы землян. По большей части это отдельные несгоревшие в атмосфере небольшие обломки космических аппаратов, но в 70-х годах прошлого века на жителей австралийского мегаполиса Перт чуть не свалилась целая космическая станция, принадлежащая США. Но до сих пор американские власти не несли за это никакой ответственности.

Тем не менее, ситуация может измениться, так как житель Флориды имеет неопровержимое доказательство вреда, нанесённого его имуществу, в виде дырки в крыше, пробитой насквозь комнаты дома, а также обгоревшего куска металла и пластика, оказавшегося остатком батареи. Батарею эту, в числе десятков других, НАСА свело с орбиты, надеясь, что она просто сгорит в атмосфере, никому не причинив ущерба. Но батарея не сгорела.

Алехандро Отеро, которому принадлежит недвижимость, и сын которого счастливым стечением обстоятельств избежал гибели (хотя аккумулятор прошёл насквозь через его комнату), подал на НАСА в суд. Учитывая, что агентство пусть нехотя, но признало, что мусор принадлежит ему, дело станет прецедентным с неприятными последствиями не только для NASA.

Отеро и его семья удовольствовались весьма скромной суммой компенсации в 80 тысяч долларов, большая часть которой уйдёт на ремонт. Но успех дела потенциально способен открыть настоящий ящик Пандоры: право в США имеет прецедентный характер, и один подобный случай с решением в пользу пострадавшей стороны может вызвать целую лавину исков — уже с другими, гораздо более высокими суммами (как это уже не раз случалось в истории).

Учитывая, что американский космический мусор на территорию как США, так и других государств, падает регулярно (хотя на международном уровне такие инциденты регулирует Конвенция об ответственности за космическую деятельность), угроза для НАСА и таких фирм, как SpaceX, более, чем реальна. Как отметили юристы, дело «установит стандарт для будущих исков о космическом мусоре как в государственном, так и в частном секторах».