Чехия и Нигерия хотят отправить в космос своих первых астронавтов
Проекты

Чехия и Нигерия хотят отправить в космос своих первых астронавтов

21 июня 2024 года, 09:41

Сразу две страны заявили о планах организовать первые полеты своих граждан в космос. Речь идет о Чехии, которая уже даже раскрыла личность будущего астронавта, и Нигерии, на днях заключившей соглашение с США. Ожидается, что первый чешский астронавт отправится в космос через пять лет, в то время как африканская страна надеется осуществить полет гораздо раньше — в 2024-м или 2025-м году.

О желании Чехии получить доступ в космос заявил премьер-министр республики Петр Фиала. По его словам, первым гражданином страны, который может удостоиться такой возможности через пять лет, станет военный пилот Алеш Свобода. Начиная с 2008 года он является летчиком военно-воздушных сил Чехии, а с ноября 2022-го — членом резервной группы астронавтов Европейского космического агентства (ЕКА).

«Чешский космонавт — это образец для подражания, это возможность, которую мы не можем упустить. Мы сделаем все [возможное], чтобы Алеш Свобода полетел в космос», — заявил Фиала во время презентации проекта «Чешский полет в космос». Он подчеркнул, что полет Свободы в космос состоится ориентировочно до 2029 года, в то время как тренировки будущего астронавта стартуют во второй половине нынешнего года.

Впрочем, пока нерешенным остается вопрос, какая именно страна или организация поможет Чехии с отправкой Свободы в космос. Наиболее вероятным «кандидатом» считается ЕКА, ведь 14 ноября 2008 года республика официально стала членом агентства. А в марте 2021 года чешские граждане приняли участие в пятом наборе в отряд астронавтов ЕКА — всего было отобрано 17 финалистов из разных стран, и Алеш Свобода оказался в их числе.

Однако Ян Когоут, занимавший пост вице-премьера и министра иностранных дел в правительстве Яна Фишера, заявил в 2008-м году, что Чехия не собирается отказываться от сотрудничества по пилотируемым космическим полетам с другими игроками, например, США. «В связи с этим мы обратились к нашим американским друзьям», — отметил он тогда.

Такой шанс представился лишь спустя 15 лет. В июне 2023 года стало известно, что Прага получила предложение от американской компании Axiom Space отправить чешского астронавта в космос в составе экипажа корабля Crew Dragon от SpaceX. За участие Алеша Свободы в экспедиции власти должны были заплатить порядка $46 млн, но в декабре выяснилось, что у правительства нет средств на это — в результате полета на орбиту не состоялось.

Что же касается Нигерии, то ей, судя по всему, повезет чуть больше. На днях страна заключила соглашение с американской компанией Space Exploration and Research Agency (SERA) на отправку первого африканского астронавта в космос. Полет может быть организован либо до декабря 2024 года, либо уже в следующем году, заявил министр науки, инноваций и технологии Нигерии Уче Наджи.

«Пилотируемый космический полет — не случайное стремление нашей страны, но важная задача космической программы и политики Нигерии, одобренной правительством в 2001 году», — добавил он. В нынешнем году исполняется 25 лет космической программе Нигерии.

В то же время эксперты заметили, что SERA пока еще не организовала ни одного пилотируемого полета в космос. Поэтому ее договоренности с Нигерией вызывают некоторые вопросы. С другой стороны, SERA является партнером компании Blue Origin, поэтому не исключено, что отправка африканского астронавта состоится на суборбитальном корабле New Shepard — но это будет полет не в космос, а к его границе.