Кононенко и Чуб завершили работы в открытом космосе с опережением на два часа
На орбите

Кононенко и Чуб завершили работы в открытом космосе с опережением на два часа

26 апреля 2024 года, 08:28

Космонавты Роскосмоса Олег Кононенко и Николай Чуб, которые сейчас несут вахту на Международной космической станции в рамках 71-й длительной экспедиции, совершили первый в нынешнем году выход в открытый космос и вернулись на борт орбитального комплекса на два часа раньше, чем планировалось. В общей сложности они провели за пределами МКС менее пяти часов и за это время успели выполнить целый ряд задач.

Работы в открытом космосе российские космонавты начали 25 апреля в 17:57 мск после того, как был открыт входной люк модуля «Поиск». Предполагалось, что они будут находиться за бортом МКС целых 6 часов 36 минут, однако специалисты обратили внимание, что их внекорабельная деятельность (ВКД) проходит с существенным опережением графика. Так, в частности, ведущий инженер отдела ВКД РКК «Энергия» Дмитрий Ахмеров предположил, что Олег Кононенко и Николай Чуб вернутся обратно на МКС на два-три часа раньше.

В конечном счете так и получилось: космонавты провели в открытом космосе 4 часа 36 минут, и выходной люк модуля «Поиск» был закрыт уже в 22:33 мск. Среди задач, которые они смогли выполнить, — это раскрыть малогабаритный радиолокатор на модуле «Наука», а точнее, его вторую панель. Ее должны были развернуть во время предыдущей ВКД, но тогда сделать этого не удалось.

Помимо этого, Кононенко и Чуб установили научную аппаратуру для экспериментов «Кварц-М» и «Перспектива-КМ» на модуле «Поиск». Цель первого эксперимента — исследовать космическую коррозию на станции, выявив самые критичные зоны и причины ее возникновения. Во втором же эксперименте задействована аппаратура «ТКК-КМ» — трансформируемая конструкция, изготовленная из полимерных композиционных материалов. Как подчеркнули в Роскосмосе, она обладает эффектом памяти формы и будет развернута для испытаний.

Также был демонтирован контейнер научного оборудования «Биориск-МСН» — для изучения того, какое влияние космическая среда оказывает на системы «микроорганизмы-субстрат». Наконец, Кононенко и Чуб развернули блок контроля давления и осаждений на «Поиске» и взяли пробы-мазки с поверхности «Науки» (необходимо для проведения эксперимента «Тест»). Таким образом завершился 72-й выход россиян в открытый космос с борта МКС. Для Кононенко эта ВКД стала уже седьмой в карьере, а для Чуба — второй.

Последний раз Кононенко и Чуб выполняли работы за пределами станции в октябре 2023 года. Тогда они провели вне МКС 7 часов 41 минуту, выполнив одну из важнейших задач — космонавты отключили негерметичный контур, откуда произошла утечка теплоносителя с модуля «Наука». Помимо них, на МКС сейчас работают космонавт Роскосмоса Александр Гребенкин, а также четыре астронавта NASA — Мэттью Доминик, Майкл Барратт, Джанетт Эппс и Трейси Дайсон.