От Гагарина до Кикиной: отряд космонавтов 65 лет назад и сейчас
Первый отряд космонавтов начал формироваться 65 лет назад. И начальные полвека правила отбора практически не менялись. Космонавтами становились военные летчики, которых потихоньку "разбавляли" инженеры-ракетчики и врачи. Все изменилось, когда Роскосмос провел открытые наборы в новый отряд космонавтов. В него, как и в первый, гагаринский, отобрали 20 человек, но совсем других. Как на смену летчикам-истребителям пришли программисты, экономисты и радиоведущие - в нашем материале, ко Дню космонавтики.
Первые космонавты - летчики-истребители
5 января 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустил совершенно секретное постановление № 22-10 «Об усилении научно-исследовательских работ в области медико-биологического обеспечения космических полётов». Считается, что это постановление послужило основой для отбора кандидатов для первого космического полета.
14 января того же года в АН СССР состоялось совещание на котором была принята рекомендация выбирать космонавтов из лётчиков истребительной авиации. Это объяснялось схожестью факторов полёта в кабине истребителя и на борту космического корабля - влияние вибраций, шумов, перегрузок, ускорений, и высотных факторов и др. Это мнение разделял и главный конструктор Сергей Королёв, который считал, что летчик-истребитель совершая полет в одиночку совмещает в себе функции пилота, штурмана и связиста, а это очень близко к функции космонавта.
Заместитель главкома ВВС по боевой подготовке генерал-полковник Филипп Агальцов утвердил «Инструкцию для членов врачебных комиссий по отбору кандидатов в космонавты в воинских частях». В ней зафиксированы параметры кандидатов:
Физически здоровые лётчики в возрасте не старше 35 лет, ростом в пределах 165-175 см и весом не более 75 кг. Должны быть оценены лётные навыки, поведение в сложных или аварийных ситуациях, моральная и психологическая устойчивость и общественно-политическая сознательность. Рост и вес был ограничен возможностями размещения в космическом корабле. Как видно, в инструкции не было требований ни по образованию, ни по семейному положению.
Согласно приказу главкома ВВС от 13 августа 1959 года в авиационные части ВВС, ПВО и ВМФ европейской части СССР были направлены представители комиссии, которые сначала изучали личные дела летчиков, рекомендованных командиром части. Обязательно учитывалось мнение политработников и работников госбезопасности.
Будущий первый начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов вспоминал: «Отбор будущих командиров лётных экипажей надо было производить из числа совсем юных лётчиков… Насколько они были юные, показывает то, что когда пришли в 1-й отряд эти лётчики - Гагарин, Титов, их сверстники, - то они имели по 230-240 часов полёта… это только начинающий летать лётчик».
С октября 1959 года по апрель 1960-гогруппами по 30-40 человек в Центральный военный авиационный госпиталь вызвались летчики, прошедшие первый этап отбора для медицинского обследования. За это время 72 из 225 летчиков отказались от обследования. Из 152 летчиков, подвергшихся испытаниям, только 48 прошли горнило медицинского отбора. Из них комиссия выбрала 29 «самых лучших» по всем параметрам. Из них 20 были зачислены на должности слушателей в воинскую часть 26266 (Центр подготовки космонавтов). Именно столько должностей слушателей было в штатном расписании.
Интересный факт: только двое из 20 имели высшее образование. Владимир Комаров окончил Академию Жуковского, а Павел Беляев – Академию ВВС в Монино, позже получившую имя Гагарина.
Из 20 «первых» за прошедшие годы в космос слетали 12 человек. Из восьми неслетавших трое не закончили общекосмическую подготовку и не были назначены на должности космонавтов (Валентин Бондаренко из-за гибели в барокамере при пожаре, Валентин Варламов из-за травмы позвоночника при купании и Анатолий Карташов – списан по медицинским показателям). Остальные пять космонавтов первого набора были отчислены по состоянию здоровья или нарушению дисциплины.
Больше инженеров, меньше требований по физподготовке
В дальнейшем требования к кандидатам в космонавты немного изменялись. Следующие отряды набирались уже не только среди летчиков-истребителей, но и летчиков военно-транспортной авиации, а также, штурманов, военных инженеров. Большинство из них имело высшее военное или инженерное образование. Медицинские требования были серьезно снижены для отбора женской группы в 1962 году, а также для первого полета непрофессиональных космонавтов на корабле «Восход» в 1964 году. Антропологические параметры немного изменились благодаря замене «Востоков» кораблями серии «Союз».
В 1966 году было разрешено создавать свои отряды и группы профессиональных космонавтов на предприятиях. Отряды были созданы в ЦКБЭМ (1966 год) (сейчас РКК «Энергия»), ИМБП (1972) и Летно-исследовательском институте (1981). Группы сформировали в АН СССР (1967), в ЦКБМ (сейчас Корпорация «НПО машиностроения) (1972) и в НИИ ВВС (1987). Каждое из предприятий кроме стандартных требований по биометрическим параметрам и состоянию здоровья выдвигали свои. Например, в отряд ЛИИ и НИИ ВВС зачислялись только летчики-испытатели.
Кроме профессиональных космонавтов, отбирались люди для выполнения одного, вполне конкретного полета, к которым медицинские требования тоже корректировались. Окончательное решение о зачислении на должность космонавта любого отряда или группы принимала Межведомственная комиссия.
«Роскосмос» открыл дорогу в космос для всех
Несмотря на некоторые коррективы в правилах набора, по сути это было пополнения того самого первого отряда космонавтов. Принципиально правила его формирования не менялись вплоть до 2009 года. Тогда было принято решение передать Центр подготовки космонавтов им. Гагарина из Минобороны Роскосмосу, а в\ч 26266 ликвидировать. Военные космонавты отряда ЦПК были вынуждены уйти в отставку и продолжить подготовку к полетам в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им.Гагарина» или уволиться. Действующие на тот момент космонавты других отрядов постепенно были переведены в единый отряд Роскосмоса.
В 2010 году НИИ ЦПК им. Гагарина провел первый набор в отряд космонавтов Роскосмоса, но еще по старым требованиям. В связи с «перестройкой» ЦПК космонавтов стало недостаточно, а желающих стать космонавтами среди военных летчиков и инженеров, а также из инженеров предприятий ракетно-космической отрасли становилось все меньше. Надо было решать проблему.
Руководивший в то время Федеральным космическим агентством (сейчас госкорпорация "Роскосмос") Владимир Поповкин принял решение не ждать инициативы от военных летчиков и инженеров предприятий отрасли, а объявить открытый наборе в отряд космонавтов для всех желающих.
Вскоре были утверждены, выложены на сайте ЦПК и прорекламированы в СМИ «Требования, предъявляемые к претендентам» на вступление в отряд космонавтов Роскосмоса. И в ЦПК пошел поток заявлений…
Кого теперь берут в космонавты
Согласно "Требованиям", претендентом на вступление в отряд космонавтов может быть только гражданин России до 35 лет не имеющий зарубежного гражданства или вида на жительство. Он должен быть практически здоровым с образованием не ниже магистратуры по инженерным специальностям,, физике и астрономии, химии, биологи или лечебному делу со стажем работы по этой специальности не менее 3 лет. То же относилось и к военным любых специальностей.
Антропометрические параметры претендентов: рост стоя 150 - 190 см, сидя 80 - 99 см. Вес 50 - 90 кг, длина ступни до 29,5 см, ширина плеч до 52 см, груди до 45, бедер сидя до 41 см, обхват груди 94 - 112 см.
Важны при отборе и психологические качества, такие как свойства высшей нервной деятельности, психомоторика, операторская деятельность и другие. Обращали внимание и на коммуникабельность, склонность к лидерству и неконфликтность. Оценивались выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, устойчивость к перегрузкам, невесомости, гипоксии, вестибулярных раздражителей, а также общая физическая подготовка.
Претендент должен пробегать 1 км за 3 мин 30 с., проплывать 800 м вольным стилем за 20 мин 10 с или брассом - 22 мин 30 с, подтянуться не менее 12 раз. Обязательно надо было уметь нырять с высоты 3 м и проплыть под водой 20 м.
И еще куча разных мелких, но очень важных требований, среди которых способность запоминать техническую информацию, умение пользоваться персональным компьютером, электронной почтой, антивирусными программами владеть на разговорном уровне одним из иностранных языков (английский, итальянский, испанский, немецкий, французский). Иметь необходимый уровень знаний по русскому языку, «необходимую осведомлённость в области истории мировой и отечественной космонавтики» и минимум общих знаний в области культурологии.
Более подробно с требованиями к претендентам в отряд космонавтов Роскосмоса можно ознакомиться на сайте ЦПК.
Опять 20 космонавтов, но совсем других…
В 2012, 2018 и 2021 году было проведено три открытых набора в отряд космонавтов, в результате которых на должности кандидатов в космонавты-испытатели было зачислено 20 человек - символично, как и в первый отряд. 8 из них уже совершили космические полеты, трое сошли с дистанции по различным причинам, остальные 9 продолжают подготовку к своему первому полету.
Среди 20 счастливчиков, прошедших горнило первых трех открытых наборов - по одному инженеру из ЦПК, гражданской авиации и Военно-морского флота. Из основного поставщика гражданских космонавтов – РКК «Энергия» - 3 инженера. Из Военно-воздушных сил в отряд принято 5 летчиков и 2 инженера. Но больше всего в отряд Роскосмоса пришло из коммерческих структур – 7 человек. Новая тенденция налицо!
Среди тех, кто по прежним требованиям никогда не попал бы в отряд космонавтов Петр Дубров - старший инженер-программист ООО «СиБОСС Девелопмент Интернешнл» - компании-производителя комплексных, интегрированных, конвергентных решений для операторов сотовой связи, сервис-провайдеров и виртуальных операторов сотовой связи. Или Анна Кикина по образованию инженер-гидролог по «Защита от ЧС на водохозяйственных объектах», последние годы перед зачислением в отряд работавшая радиоведущей, программным директором и администратором радиоэфира на «Радио-Сибирь Алтай».
А вот Сергей Корсаков, инженер по ракетным двигателям, ради осуществления мечты оставил должность генерального директора ООО «Инфо Капитал Групп» по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Дмитрий Петелин пришел в отряд из ООО «Научно-инженерная компания», где работал инженером в отделе конструирования самолетов.
Ну и, конечно, совершенно невероятен путь в космонавты Константина Борисова. Родившись в семье летчика-испытателя он пошел учиться в Академию Плеханова на специальность «экономика» и по окончании работал ассистентом бизнес-контролёра в ЗАО «Вольво Восток». Магистром по специальности «Исследования операций и системный анализ» стал в Уорикском университета (Великобритания) и работал аналитиком в московском представительстве компании «А.Т. Карни Гмбх», затем руководителем по внедрению инноваций в ООО «Ферронордик Машины». Одновременно получил квалификацию «Инструктор по обучению оказанию первой помощи Emergency First Response», а к моменту зачисления в отряд выполнил последнее требование – получил техническое образование: с отличием окончил Московский авиационный институт по программе «Системы жизнеобеспечения летательных аппаратов» с квалификации «магистр» по направлению «Авиастроение».
Между отрядами космонавтов Гагарина - Титова и Кикиной - Борисова дистанция огромного размера. Как между военными летчиками-истребителями и программистами, экономистами, радиоведущими.
Тем не менее, преемственность сохраняется, как и 65 лет назад в космонавты берут патриотов, смелых и физически подготовленных людей с высочайшим уровнем мотивации к полету в космос.