В России испытают рацион питания космонавтов для полетов на Луну
Технологии

В России испытают рацион питания космонавтов для полетов на Луну

10 апреля 2024 года, 10:52

Для российских космонавтов, которые войдут в состав экипажей перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), разработали базовый рацион питания. Теперь его предстоит проверить «на деле»: испытания будут включать в себя имитацию космического излучения и газовой среды корабля. Если новый рацион хорошо зарекомендует себя на практике, то его предлагается использовать и для автономных полетов по орбите вокруг Луны.

Созданием нового рациона для будущих экипажей ПТК НП занимались сотрудники Научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии и Института медико-биологических проблем РАН. Соответствующий заказ поступил от РКК «Энергия». Отмечается, что рацион рассчитан на четырех космонавтов для их питания в течение девять суток. В него входят продукты радиопротекторной направленности — т.е. они являются противорадиационными и повышают устойчивость организма к действию излучения. Кроме того, они отличаются повышенным содержанием пищевых волокон.

В скором времени опытный образец рациона питания пройдет испытания. Они предполагают имитацию космического излучения и составов газовой среды корабля. По результатам тестов специалисты внесут некоторые изменения в базовый рацион и разработают конструкторскую документацию. В дальнейшем на его базе создадут набор продуктов для автономных полетов по лунной орбите, заявил главный конструктор по обеспечению питанием экипажей космических объектов в НИИ Виктор Добровольский.

ПТК НП будет представлять собой многоразовый пилотируемый космический корабль, созданием которого занимаются в РКК «Энергия». С его помощью будут реализовываться перспективные отечественные пилотируемые проекты, полеты на околоземную орбиту, Луну и в дальний космос. Причем его можно использовать и в беспилотном режиме — например, для доставки грузов на околоземную станцию.

Ранее глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью Pro Космос рассказывал, что изначально ПТК НП задумывался и создавался как пилотируемый корабль для лунной экспедиции. Между тем для транспортного обслуживания Российской космической станции (РОС) лунный корабль не нужен. Поэтому сейчас в госкорпорации адаптируют проект в том числе под существующие потребности: в частности, ослабляют технические требования и удешевляют сам корабль. В то же время специалисты не забывают о том, что он должен быть рентабельным.

На этом фоне сотрудники НИИ рассматривают различные варианты того, каким должен быть рацион питания для космонавтов РОС. Его хотят сделать более разнообразным по сравнению с продуктами, которые поставляются на МКС. Сегодня в российском сегменте питаются по 16-суточному рациону — для РОС же хотят увеличить период, когда блюда не повторяются. «Скорее всего, рацион будет пересматриваться по неприедаемости», — заявил начальник отдела космического питания НИИ Андрей Ведерников.

Сегодня НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии является единственным в нашей стране институтом, который занимается разработкой рецептур питания для космонавтов. Кроме того, он контролирует качество этого питания как для МКС, так и для Земли. Ассортимент созданных продуктов состоит из более 200 наименований. Среди них около 90 входят в состав штатно поставляемых суточных рационов.