Исследование: тёмных материи и энергии не существует, а Вселенная вдвое старше
Наука

Исследование: тёмных материи и энергии не существует, а Вселенная вдвое старше

18 марта 2024 года, 09:22

Каждый, кто хоть немного знаком со Стандартной моделью, неминуемо слышал о тёмной материи и её долгих поисках — без неё просто нельзя вообразить себе Вселенную в таком виде, какой мы её наблюдаем. Или можно? Физик Раджендра Гупта, проводя серию исследований, обнаружил, что существующие модели позволяют описать известные космологические парадоксы, не прибегая к экзотическим материям. Правда, и возраст Вселенной при таком сценарии должен быть вдвое больше.

Концепция тёмной материи возникла десятилетия назад из необходимости разрешить накопившиеся противоречия наблюдений с теоретическими моделями. Например, галактики перемещаются так, как если бы их масса заметно превышала видимое количество газа и звёзд. Предполагается, что на «невидимую» материю приходится более 85% массы во Вселенной.

Аргументы в пользу тёмной материи были так логичны, что научное сообщество приняло их почти сразу. Проблема лишь в том, что доказательства остаются лишь косвенными, а все попытки найти частицы тёмной материи до сих пор безрезультатны.

И профессор Университета Оттавы Раджендра Гупта задается вопросом: а так ли уж необходимо существование огромной массы, которая никак не взаимодействует с видимым нами миром? Его вывод прост: существующий облик Вселенной можно объяснить, не плодя лишние сущности, и безжалостно отрезав «бритвой Оккама» тёмную материю, а заодно и тёмную энергию.

В своём исследовании профессор использовал комбинацию разработанной несколько раньше концепции «ковариационных констант связи» и теорий «усталого света». Получившаяся модель сочетает в себе две фундаментальные посылки: что силы природы уменьшаются с течением космического времени, и что свет теряет энергию, когда проходит большое расстояние.

Есть наблюдения, которые подтверждают эту новую теорию: например, новейшие данные телескопа «Уэбб» об эволюции света из ранней Вселенной или особенности распределения галактик. Правда, одно из следствий этих наблюдений ученым будет непросто принять: согласно ему, возраст Вселенной на самом деле почти в два раза больше.

«В стандартной космологии считается, что ускоренное расширение Вселенной вызвано темной энергией, но на самом деле это происходит из-за ослабления сил природы по мере ее расширения. Результаты исследования подтверждают, выводы нашей предыдущей работы о возрасте Вселенной в 26,7 миллиарда лет и позволили обнаружить, что ей не требуется существование тёмной материи», — пояснил Гупта.

Работа физика едва ли не первая, в которой существование тёмной материи не просто ставится под сомнение, но вообще исключается, причём согласуясь с ключевыми космологическими наблюдениями. Так что она вполне может стать первым «выстрелом» новой космологической революции — если, конечно, в построения Гупты не закралась фундаментальная ошибка, на которую не преминут указать его коллеги.