Обнаружено «убийство» звезды черной дырой в рекордной близости от Земли
Большой взрыв

Обнаружено «убийство» звезды черной дырой в рекордной близости от Земли

14 марта 2024 года, 12:28

Мы привыкли думать о чёрных дырах, питающихся звёздами, как о чём-то пусть страшном, но бесконечно далёком. В каком-то смысле так и есть, но астрономы постоянно находят черные дыры всё ближе и ближе к Солнечной системе. Теперь рекорд обновили астрофизики из Института астрономии Гавайского университета, которые опознали момент поглощения чёрной дырой звезды в не столь отдалённой от Земли галактике.

Используя систему автоматического наблюдения за сверхновыми, астрономы обнаружили вспышку в галактике NGC 3799. Некий объект сначала стал необычайно ярок, но затем так же быстро погас. Подключив к наблюдениям ещё целый арсенал телескопов, в том числе находящихся на вершинах вулканов Мауна-Лоа и Мауна-Кеа (Гавайские острова, США), учёные пришли к выводу: они видели гибель звезды, поглощенной черной дырой.

Такое бывает, когда звезда подходит слишком близко к горизонту событий черной дыры: приливные силы захватывают её, а большую часть массы пожирает сингулярность, выбрасывая «недоеденные» останки в виде излучения.

Уникальность этому событию придаёт не какой-то особенный размах, а расстояние — "всего" 160 миллионов световых лет от Земли. Разумеется, в центре нашей Галактики, в 27 тысячах световых лет находится гигантская черная дыра Стрелец А, но астрономы ещё ни разу не становились свидетелями того, как он питается аналогами Солнца.

«Хотя чёрные дыры, разрушающие звезды, наблюдались и раньше, эту мы впервые увидели так близко, да ещё и в диапазоне видимого света. Это могло бы дать нам гораздо лучшее понимание того, как сверхмассивные чёрные дыры растут и собирают материал вокруг себя», — поделился глава исследовательской группы, Виллем Хугендам.

Зарегистрированная таким образом вспышка получила название ASASSN-23bd. Причём её близость позволила разглядеть некоторые крайне необычные детали этого события: например, изменение яркости происходило примерно в два раза быстрее, чем у большинства гибнущих звёзд.

«Это открытие предполагает, что чёрные дыры, разрывающие звезды поблизости, могут быть более распространенным явлением, чем считалось ранее — мы просто не были свидетелями того, как часто это происходит», — подчеркнул Хугендам.