«Уэбб» обнаружил древнейшую «мертвую» галактику во Вселенной
Наука

«Уэбб» обнаружил древнейшую «мертвую» галактику во Вселенной

7 марта 2024 года, 09:43

Пока в галактике идёт процесс рождения новых звёзд, она жива. Но, как нетрудно догадаться, есть и «мёртвые». Долгое время считалось, что угасание звездообразования — это признак старости галактики. Но с помощью телескопа «Уэбб» астрономы открыли в ранней Вселенной уникальную галактику, которая «умерла» едва ли не сразу же после своего зарождения — больше 13 миллиардов лет назад.

Астрофизики исследовали самую удалённую от нас видимую область Вселенной (более 13 миллиардов световых лет), когда наткнулись на тусклую точку. Как оказалось, это небольшая галактика (размером примерно с Малое Магелланово облако — ближайшего соседа Млечного Пути), принадлежащая к первому поколению после Большого Взрыва. И ещё — она "мертва".

Возраст галактики всего несколько сотен миллионов лет, что очень мало для таких объектов. И всего 30 миллионов лет назад она ещё переживала период интенсивного звездообразования (длившийся примерно 60 миллионов лет). Но примерно 10-20 миллионов лет назад оно внезапно и по неизвестной причине прервалось.

Для ранней Вселенной это выглядит абсолютно непонятно, ведь для новорожденных галактик она должна была быть практически райским местом: «Первые несколько сотен миллионов лет были очень активной фазой, когда множество газовых облаков сжималось, образуя звёзды. Галактикам нужен богатый запас газа для формирования звёзд, и ранняя Вселенная была похожа на шведский стол: всё к вашим услугам», — рассказал ведущий автор статьи, астрофизик Тобиас Лоузер.

Из-за этого учёные теряются в догадках, из-за чего могла произойти такая преждевременная «смерть». По их словам, это могли бы быть внутренние факторы, например — сверхмассивная чёрная дыра, своим излучением выталкивающая свободный газ в межгалактическое пространство, или просто слишком быстрый процесс звездообразования, раньше времени истощивший запасы материи. Но никаких фактических подтверждений этому нет.

«Мы не уверены, что какой-либо из этих сценариев может объяснить то, что мы сейчас наблюдаем с помощью «Уэбба». До сих пор, чтобы понять раннюю Вселенную, мы использовали модели, основанные на изучении современной. Но теперь, когда мы можем заглянуть намного дальше в прошлое, и увидеть, как быстро прекратилось там звездообразование, возможно, мы должны пересмотреть эти модели», — отметил соавтор исследования Роберто Майолино.

Пока ситуация не прояснилась, у учёных есть огромное поле для творческого поиска. Среди множества версий рассматривается даже возможность, что галактика на самом деле не "умерла", а просто «уснула», и через какое-то время рождение звёзд в ней запустится снова.

Так что последствия этой находки для космологии многообещающие: «Мы ищем другие галактики, подобные этой, в ранней Вселенной. … Возможно, что галактики в ней «умирали», а затем снова возрождались к жизни — нам понадобятся дополнительные наблюдения, чтобы это выяснить», — резюмировал третий из авторов, Франческо Д'Эугенио.