Человек и Космос: 90 лет Юрию Гагарину
Космический архив

Человек и Космос: 90 лет Юрию Гагарину

7 марта 2024 года, 09:33

9 марта исполняется 90 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос, — Юрия Алексеевича Гагарина. Его слишком короткая, к огромному сожалению, жизнь была наполнена множеством ярких событий. Сегодня мы расскажем только о самых малоизвестных из них.

Не по «Букварю», а по «Уставу»

В девятый день рождения будущего первого космонавта Земли, 9 марта 1943 года, после освобождения его родной деревни Клушино от фашистов, начались занятия в местной школе. Так что в 1 класс Юрий Гагарин пошел лишь в 9 лет. После переезда семьи из Клушино в центр Гжатского района Западной области РСФСР (сейчас Гагаринский район Смоленской области) Юрий учился в школе райцентра.

Первая учительница Юрия Ксения Герасимовна Филиппова вспоминала, что учебников не было. Нашли ворох брошюр «Боевой устав пехоты», который оставила в штабной избе наступающая советская воинская часть. Так что читать Гагарин учился не по «Букварю», а по «Уставу».

«Голод — не тетка»

В одной из своих автобиографий Юрий Гагарин указал причину по которой не стал учиться в 7-м классе в школе, а поехал в Подмосковье поступать в ремесленное училище: «В 1949  году я закончил 6-й класс, но ввиду недостаточного материального состояния родителей, учебу в школе продолжать не смог и поступил учиться в РУ (ремесленное училище — прим. ред.) №10 г. Люберцы».

За этими словами скрывается драматическая ситуация, сложившаяся тогда во многих регионах страны. В 1949 году был большой неурожай в центральной части России и в провинции было очень голодно. Кроме того, после переезда в Гжатск из Клушино семья лишилась собственного хозяйства и жила только на мизерный заработок отца-плотника. Потому 15 летний Юрий Гагарин принял решение бросить школу и поступить в училище, где было гособеспечение не только жильем и униформой, но и питанием.

Баскетбольный судья

Известный факт, что Юрий Гагарин был очень спортивным парнем. Лыжи, хоккей, теннис — все нравилось Юрию. Несмотря на невысокий рост (165 см), он превосходно играл в баскетбол и даже был капитаном команды. Но мало кто знает, что во время учебы в Саратовском аэроклубе он уже «имеет второй спортивный разряд и первую судейскую категорию по баскетболу».

Детские и юношеские фото Гагарина
1 / 7
Детские и юношеские фото Гагарина

Призыв на учебу

Во многих биографиях Гагарина написано, что он был призван в ряды Советской Армии, затем написал заявление о желании поступить в военное авиационное училище. На самом деле все было совсем не так. В сентябре 1955 года в аэроклуб, где учился Юрий, прибыла комиссия для набора в военные авиационные училища. После рассмотрения аттестата Гагарина, результатов обучения технике пилотирования и характеристики аэроклуба комиссия приняла решение принять его в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова без экзаменов.

Это решение оформили призывом на военную службу через Октябрьский райвоенкомат Саратова 27 октября 1955 года. В тот же день вышел приказ начальника училища №248 о зачислении его курсантом. А присягу он принял после «курса молодого бойца» 8 января 1956 года. Обучение в училище Гагарин проходил в 817-м учебном авиаполку. 22 февраля 1956 года ему присвоили воинское звание «курсант-сержант».

Проблемы с посадкой из-за низкого кресла

Можно встретить утверждения, что Юрия Гагарина хотели исключить из авиационного училища после первого курса из-за плохой техники пилотирования самолета при посадке. Однако исключать Гагарина не собирались, при этом небольшие проблемы при посадке на самолете МиГ-15бис у молодого пилота действительно были.

Дело в том, что кресло пилота в этом самолете оказалось на несколько сантиметров ниже, чем в привычном Як-18. Из-за невысокого роста Гагарина обзор посадочной полосы оказался под другим углом. После того как на кресло пилота догадались положить прокладку, претензии к пилотированию на посадке сразу пропали.  

Это подтверждает «Служебно-политическая характеристика на курсанта 1-го Чкаловского ВАУЛ им. К.Е. Ворошилова Гагарина  Ю.А.», написанная его командиром — летчиком-инструктором Колесниковым после окончания первого курса. Вывод таков: «Целесообразно дальнейшее обучение летному делу в истребительной авиации ВВС СА». Характеристику утвердил заместитель командира в/ч 19110 (такой номер носил учебный авиаполк училища, базировавшийся на аэродроме «Меновый двор» под Оренбургом). Это же подтверждает и характеристика, написанная 22 октября 1957 года командиром полка и утвержденная начальником училища в рамках представления Юрия Гагарина к присвоению звания «лейтенант»: «Государственные экзамены по теоретическим дисциплинам сдал со средним баллом – 5… Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой ОТЛИЧНО».

Служба на Крайнем Севере

Как круглый отличник Юрий Гагарин по окончании училища имел право выбирать место службы. Он выбрал самое суровое — Заполярье. 5 ноября 1957 года Гагарин получил отпуск, съездил к родителям в Гжатск, а 29 декабря прибыл на место службы.

Приказом командующего ВВС Северного флота №206 он был зачислен летчиком в 769-й истребительный авиационный полк 122-ой истребительной авиадивизии ВВС Северного флота, в поселке Луостари-Новое Мурманской области, в 15 км от норвежской и в 30 км от финской границ. 7 июля 1959 года, как указано в следующей записи, приказом командующего флотом ему было присвоено звание «Военный летчик 3-го класса». Здесь же указано, что год службы в такой отдаленной местности при исчислении выслуги лет во время ухода в запас приравнивается к полутора годам.

«Кордебалет» во время возвращения на Землю

Широко известно, что после завершения первого в истории космического полета Юрий Гагарин в спускаемом аппарате (СА) корабля «Восток» приземлились неподалеку от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области. Но мало кто знает, что первого космонавта Земли там вовсе не ждали.

Расчетное место посадки было на 110 км южнее Сталинграда. СА приземлился с большим перелетом по нескольким причинам. Началось все с того, что тормозной двигатель отключился на секунду раньше из-за закончившегося горючего. В результате нарушилась циклограмма спуска и команда на разделение СА и приборного отсеков не прошла. Они разделились с задержкой на 10 мин на высоте 130 км по команде термодатчиков. Из-за этого корабль спускался не по расчетной траектории. Причем спуск сопровождался вращением, которое Гагарин назвал в докладе «кордебалетом», вызванным струями азота из рулевых сопел по тангажу и рысканью, попавшего туда из-за незакрытых топливных клапанов.

Откуда взялось «Поехали!»

Первое слово Юрия Гагарина в полете известно всем. Но почему он произнес именно его? Свою версию высказал в мемуарах один их инструкторов по кораблю «Восток» Марк Галлай. Марк Лазаревич перед началом тренировки всегда задавал вопрос: «Готов?». Многие отвечали, как учили: «Так точно!», или общепринятое «Экипаж, взлетаю!». После этого Галлай всегда говорил: «Поехали!». И тренировка начиналась. По его мнению, слово «поехали» отлично снимало напряжение, которое почти всегда возникает в машине, особенно опытной, перед стартом.

Скоро на вопрос Галлая: «Готов?» Гагарин стал отвечать: «Поехали!», поднимая тем самым настроение инструктору. Это у него вошло в привычку, и он непроизвольно (а может, и умышленно) произнес его не на тренажере, а во время реального космического старта.

А вот версия из воспоминаний инструктора Гагарина в летном училище Ядкара Акбулатова: «Я у Юрия спросил: "Откуда ты взял слово "поехали"? "Это ваше слово, товарищ командир. Вы всегда, когда взлетали со мной, говорили: "Ну, поехали!". И это придавало какую-то уверенность, поэтому я и сказал, стартуя в космос: "Поехали!"».

Выдумка про «я горю, прощайте, товарищи!»

Во многих  публикациях о космическом полете Юрия Гагарина встречается рассказ о том, что, когда спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы и его охватило плазма сгораемой теплозащиты, Юрий Гагарин якобы прокричал фразу: «Я горю, товарищи, прощайте». Это объяснялось тем, что Гагарин не имел представления, как будет вести себя корабль при входе в атмосферу и, увидев в иллюминатор пламя, предположил самое страшное.

Это явный фейк. Во-первых, до полета человека в космос аналогичные спускаемые аппараты многократно проходили плотные слои атмосферы и ни один не только не прогорел, но и температура внутри не превысила максимально допустимого значения. И Гагарин не мог не знать об этом.

Во вторых, даже если бы Гагарин и произнес эту фразу, то ее никто не смог бы услышать. Объятый плазмой спускаемый аппарат не пропускает радиоволны. Кроме того, аппарат в это время находился вне связи с командно-измерительным комплексом, а пленка на бортовом магнитофоне давно закончилась. Вряд ли Гагарин сам кому-то рассказывал об этом.

Вовсе не шнурок

Всем известны кадры встречи возвращающегося после космического полета Юрия Гагарина на Внуковском аэродроме. В новенькой майорской шинели Гагарин идет по ковровой дороже, и вдруг у него развязывается шнурок на ботинке. И все с замиранием сердца ждут его реакцию. Но он, как будто ничего не заметил, прошел к руководству страны. Как позже выяснилось, это был не шнурок, а подвязка для носков. В то время носки были хлопчато-бумажные и резинок не имели. Чтобы они не сползали, промышленность выпускала специальные подтяжки, которые крепили на икрах. Одна из таких подтяжек и отцепилась.

Высшее образование в свободное от встреч на высшем уровне время

1 сентября 1961 года все космонавты первого набора, кроме Комарова и Беляева, уже имевших высшее образование, были зачислены на Инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии Н.Е. Жуковского. Не был исключением Юрий Гагарин. Правда, его обучение из-за многочисленных зарубежных поездок и бесконечных встреч на высшем уровне растянулось на целых 7 лет.

Тем не менее 17 февраля 1968 года (за месяц с небольшим до своей гибели) он защитил дипломную работу на тему «Исследования по аэродинамике и динамике полета орбитального самолета на этапе посадки», получил специальность «летчик-космонавт-инженер» и красный диплом с отличием. Из 37 предметов и двух госэкзаменов оценка «хорошо» выставлена только по математике и английскому языку. Иначе быть просто не могло. Ведь Юрий Гагарин знал математику лишь в объеме программы техникума, а дифференциалы, интегралы и прочие премудрости высшей математики ему пришлось изучать самостоятельно в промежутках между зарубежными поездками, службой и работой в Верховном Совете СССР. Английский язык, судя по всему, он не изучал до академии вовсе. По всем остальным предметам поставлены только «отлично» либо «зачтено».

Прощальное письмо

И последний малоизвестный факт: за два дня до космического полета на случай своей гибели Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене Валентине Ивановне. В 1961 году это письмо, слава богу, не потребовалось и осталось в архиве. После гибели Гагарина 27 марта 1968 года письмо было доставлено адресату:

«...Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны... Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать...».