В протопланетном диске нашли в три раза больше воды, чем во всех океанах Земли
Наука

В протопланетном диске нашли в три раза больше воды, чем во всех океанах Земли

1 марта 2024 года, 11:53

В научном сообществе до сих пор не сложилось единого мнения о том, откуда на Земле взялась вода: в объяснениях фигурирует все, вплоть до комет. Но что если в момент появления нашей планеты на ней уже была эта важнейшая для жизни субстанция? Это предположение было бы слишком смелым, если бы не новейшее открытие: в протопланетном диске молодой солнцеподобной звезды оказалось в три раза больше Н2О, чем во всех океанах Земли вместе взятых.

Искать воду с помощью наземных телескопов — довольно проблематично, ведь растворенный в атмосфере водяной пар весьма затрудняет спектроскопию далеких звездных систем. Успешно и результативно провести такое исследование удалось лишь находящемуся на высоте более пяти тысяч метров в Андах радиотелескопу ALMA. Итогом стала находка, которая во многом переворачивает устоявшиеся представления о формировании планет.

Астрономы впервые смогли обнаружить и составить карту распределения водяного пара в стабильном, прохладном околозвездном диске — именно в том его типе, который обеспечивает наиболее благоприятные условия для рождения новых миров. «Я никогда не предполагал, что мы сможем получить изображение океанов водяного пара в том же регионе, где, вероятно, рождается планета», — отметил руководитель исследования Стефано Факкини из Миланского университета.

Объектом изучения стала молодая, очень похожая на Солнце звезда HL Tauri, расположенная в 450 световых годах от Земли. Или, скорее, окружающий ее газопылевой диск, где воды оказалось по меньшей мере в три раза больше, чем во всем Мировом океане.

Распределение пара оказалось не совсем равномерным: там обнаружились своего рода кольцевые структуры, богатые Н2О. Причем некоторые из них — как раз на таком расстоянии, которое наиболее благоприятно для формирования планет земного типа. Более того, пар, похоже, напрямую влияет на химический состав будущих планет: ученые непосредственно наблюдали, как молекулы воды высвобождаются из частиц ледяной пыли, а затем слипаются во все более крупные тела.

«Наши наблюдения показывают, как присутствие воды может влиять на развитие системы планет — точно так же, как это было около 4,5 миллиарда лет назад в нашей собственной Солнечной системе», — отметил Факкини. Таким образом, астрономы, возможно, впервые имеют возможность наблюдать самое начало того процесса, который сотни миллионов лет назад привел к зарождению нашего мира — такого, каким его знают сегодня.