"Вестник", "Посланник" и "Волшебная птица": чем Иран покоряет космос?
Проекты

"Вестник", "Посланник" и "Волшебная птица": чем Иран покоряет космос?

27 февраля 2024 года, 09:45

Скорое появление в Иране первого гражданского космодрома свидетельствует о серьезности намерений Тегерана обрести статус космической державы. Тем более, что после нескольких лет неудач иранская космическая программа, судя по всему, обретает второе дыхание. Ключевые события состоялись в конце января этого года, когда одна за другой две иранские ракеты успешно вывели на орбиту несколько спутников. Каким же "космическим флотом" на сегодняшний день располагает Исламская республика?

Первый пуск в этом году прошел 20 января 2024 года, когда ракета-носитель «Каем 100» («Установка 100»), стартовавшая с военной базы, расположенной к юго-востоку от города Шахруд в провинции Семнан, вывела на орбиту спутник связи «Сорайя». Космический аппарат массой 47 кг, разработанный Иранским центром космических исследований (ISRC), был выведен на орбиту высотой 750 км. До этого иранские ракеты на орбиты такой высотой не забирались. Это был третий запуск «Каема 100» – второй на орбиту и первый успешный. Первая попытка - запуск спутника «Нахид-1» - состоялась 4 марта 2023 года и закончилась неудачей.

Уже 28 января 2024 года с космодрома Хомейни в той же провинции Семнан взлетела ракета «Симург» и вывела на орбиту высотой 450 км три микро-спутника – «Мехда», «Кахьян-2» и «Хатеф-1» общей массой всего лишь 32 кг. «Симург» (волшебная птица в иранской мифологии, "феникс") эксплуатируется Иранским космическим агентством, в отличие от «Каема-100», который используют военные. 28 января был первый успешный старт «Симурга» после пяти (!) неудачных орбитальных пусков. Первая неудачная попытка состоялась 15 января 2021 года, последняя – 30 декабря 2021 года.

Итак, каким флотом ракет-носителей на сегодня обладает Исламская республика Иран? Лёгкая трёхступенчатая ракета-носитель «Каем 100» высотой 16 м и максимальным диаметром 1.3 м, способная вывести 80 кг на низкую околоземную орбиту, разработана и эксплуатируется Корпусом стражей исламской революции (КСИР), которое является подразделением Вооруженных сил Ирана. Предполагается, что она сделана на базе до сих пор неопознанной (за пределами Ирана) баллистической ракеты, и стартует с мобильной пусковой установки. Судя по фото, сделанному во время второго пуска, ее аэродинамическое оперение упрощает управление по крену. Иранские СМИ намекали, что в будущем могут появиться варианты «Каем 105», «Каем 110» и «Каем 200», и первый способен вывести на низкую околоземную орбиту уже 120 кг.

«Каем 100» – уже вторая орбитальная ракета-носитель КСИР. Первой был «Касед» («Вестник»). Считается что именно эта ракета сумела снять "проклятие", от которого страдали иранские космические ракеты. «Касед» запускался трижды – 22 апреля 2020 года, 8 марта 2022 года и 27 сентября 2023 года. Все пуски были успешными, на орбиту выведены военные спутники «Нур» №" 1, 2 и 3, которые, по-видимому, представляют собой «шестерные» (6U) кубсаты или эквивалентные им маленькие космические аппараты для съемки Земли в оптическом диапазоне.

О «Каседе» также мало данных. Считается, что эта ракета-носитель высотой 19 м оснащена первой ступенью на жидком долгохранимом самовоспламеняющемся топливе, а также второй и третьей ступенями на твердом топливе. Первая ступень создана на основе баллистической ракеты «Гадр-110» и аналогична первой ступени еще одной иранской ракеты-носителя «Сафир» ("Посланник"). «Касед» способен разместить на околоземной орбите спутник массой до 40 кг. Вторая ступень, твердотопливная, аналогична второй ступени «Каема 100» и называется «Салман». Этот блок не следует путать с запущенной Ираном 6 декабря 2023 года суборбитальной ракетой «Салман», которая подняла на высоту 130 км «биокапсулу» с живыми организмами. В качестве ускорителя фактически использовалась баллистическая ракета «Шахаб-2» – вариант советской Р-17 («Скад»).

«Симург», также известный как «Сафир 2А», представляет собой трехступенчатую ракету-носитель высотой 27 м и с диаметром первой ступени 2,5 м, она имеет массу 87 т и способна вывести на низкую орбиту от 250 до 350 кг, что делает ее самой мощной иранской ракетой.

Часто говорят, что «Симург» – это иранская версия северокорейской ракеты-носителя «Ынха 3», хотя на самом деле всё немного сложнее. Носитель создан на базе «Сафира», который, в свою очередь, основан на иранской ракете средней дальности «Шахаб 3». Эксперты считают, что это – модернизированная версия северокорейского «Нодона 1» (также известного как «Хвасон 7»). В свою очередь, «Нодон» - северокорейская версия старой советской ракеты Р-17 («Скад»). На первой ступени диаметром 2,5 м и высотой 18 м используются четыре двигателя, заимствованные из тех, что стояли на первом иранском космическом носителе «Сафир», а также четыре управляющих двигателя. Вторая ступень высотой 5 м и  диаметром 1,5 м также имеет четыре двигателя. Третья ступень, известная как «Саман-1», работает на твердом топливе, но неясно, использовалась ли она в стартах с 2019 года.

Наконец, еще одна иранская орбитальная ракета-носитель «Сафир 1В» не взлетала с тех пор, как последний экземпляр взорвался на старте в августе 2019 года. В тот раз авария вызвала большие споры, поскольку тогда президент США Дональд Трамп опубликовал в Твиттере фото последствий аварии, полученное с помощью американского спутника-шпиона KH-11 Crystal. В любом случае, в то время как стратегическая напряженность на Ближнем Востоке резко возросла, Иран, похоже, преодолел полосу неудач в деле создания космических ракет.