У Нептуна и Урана нашли три новых спутника
Наука

У Нептуна и Урана нашли три новых спутника

26 февраля 2024 года, 14:13

В Солнечной системе обнаружили три новых небесных тела. Речь идет о спутниках Урана и Нептуна, которые, судя по всему, являются самыми тусклыми из когда-либо обнаруженных наземными телескопами. Об этом 23 февраля объявил Центр малых планет Международного астрономического союза.

Открытие было сделано с помощью ряда мощных телескопов, таких как Очень большой телескоп в Андах и Субару на Гавайях. Несмотря на технологическое совершенство этих исследовательских комплексов, обнаружение новых тел Солнечной системы отнюдь не было простым занятием.

«Три недавно обнаруженных спутника имели самую малую заметность среди всех лун, когда-либо замеченных вокруг этих двух гигантских ледяных планет с помощью наземных телескопов. Потребовалась специальная обработка изображений, чтобы выявить такие слабые объекты», — пояснил член международной команды астрономов из Института Карнеги Скотт Шеппард, который за свою карьеру открыл несколько десятков спутников планет, не считая разнообразных астероидов.

Для обнаружения всех трех спутников в моменты транзита ученым пришлось сделать десятки пятиминутных снимков за периоды длительностью 3-4 часа в течение нескольких ночей. Затем из фотографий методом наложения был создан один «объемный» пейзаж — более глубокий, чем когда-либо удавалось сделать для Урана и Нептуна.

Число лун Урана благодаря новому открытию возросло до 28. Найденный спутник по-настоящему крошечный — имея диаметр всего восемь километров (что делает сам факт его обнаружения с Земли на расстоянии в три миллиарда километров фантастическим), он обращается вокруг материнской планеты за 680 дней. Со временем он, как это принято для спутников Урана, будет назван в честь одного из персонажей Шекспира.

Что касается новых спутников Нептуна, то оба они впервые были замечены в сентябре 2021 года, но вот подтверждение их существования заняло три сезона наблюдений. И если существование более яркого удалось доказать достаточно быстро, то вторая, маленькая и очень тусклая луна, долго ускользала от взглядов астрономов.

Первая луна имеет не менее 23 км в диаметре и период обращения около девяти лет. Вторая — в полтора раза меньше (всего 14 километров), один оборот вокруг планеты-хозяина занимает у нее почти 27 лет. Объекты, предварительно обозначенные S/2002 N5 и S/2021 N1 соответственно, будут названы в честь морских богинь, дочерей Нерея и Дориды — нереид.

Все новые спутники имеют удаленные, эксцентричные и наклонные орбиты. Это значит, что они, скорее всего, были захвачены гравитацией планет вскоре после их формирования — на заре Солнечной системы. Это роднит внешние планеты с двумя газовыми гигантами — Юпитером и Сатурном, и показывает общие закономерности планетарной эволюции, господствующие в окружающем нас космосе.

Кроме того, вероятно, что когда-то более крупные «родительские» спутники были разбиты на части в результате древних столкновений — возможно, с кометами или астероидами. В результате их многочисленные обломки остались на тех же орбитах. Но в силу миниатюрного размера увидеть их с Земли еще долгое время будет оставаться за гранью возможного.