На луноход VIPER установлен последний научный прибор
Проекты

На луноход VIPER установлен последний научный прибор

14 февраля 2024 года, 08:55

Подходит к концу долгий процесс создания американским аэрокосмическим агентством лунохода VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover). Всего в него планировалось интегрировать четыре научных прибора, и NASA сообщило об установке последнего.

Устройство TRIDENT (The Regolith Ice Drill for Exploring New Terrain), как следует из названия, будет заниматься исследованием лунного реголита, который представляет большой интерес для ведущих космических агентств, особенно после открытий, совершенных китайским аппаратом «Чанъэ».

Для извлечения грунта из лунной поверхности TRIDENT вооружен специальным роторно-ударным сверлом — оно одновременно и вращается, и дробит твердые куски породы ритмичными ударами (подобно перфоратору). Помимо датчиков прочности и уплотненности лунного грунта, в бур удалось интегрировать даже прибор для измерения температуры реголита.

Команда инженеров в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне перед установкой протестировала почти весь цикл работы TRIDENT: запуск, снятие удерживающих бур фиксаторов, выдвижение его на всю почти метровую глубину и возвращение на место.

Ранее сотрудники NASA интегрировали в луноход три других научных прибора: масс-спектрометр для наблюдения за лунными работами MSOLO, спектрометр летучих веществ ближнего инфракрасного диапазона NIRVSS и нейтронный спектрометр NSS. Все они спроектированы таким образом, чтобы выдержать мощные вибрации, вызываемые сверлением.

VIPER отправится на Луну на борту посадочного аппарата Griffin, спроектированного компанией Astrobotic, в рамках инициативы NASA по более активному привлечению коммерческих предприятий в космическую отрасль. Запуск, запланированный на ноябрь 2024 года, будет осуществляться с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy компании SpaceX.

Griffin должен совершить посадку недалеко от Южного полюса Луны, который уже некоторое время является эпицентром научного интереса к спутнику Земли. Цель лунохода VIPER — поиск полезных ископаемых и водяного льда в постоянно затененных областях. В то время как Советскому Союзу удалось поставить лунные исследовательские экспедиции с роботизированными луноходами почти «на поток», для NASA это первый проект такого рода. Поэтому надежды, возлагаемые на него, очень велики.