Как 7 квадриллионов Солнц: обнаружено крупнейшее протоскопление ранней Вселенной
Большой взрыв

14 февраля 2024 года, 11:02

Громадные скопления, содержащие сотни и тысячи галактик, не появляются одномоментно, а развиваются из структур, называемых протоскоплениями. По крайней мере, так гласит Стандартная модель. И именно такое протоскопление «нащупали» астрономы вокруг отдалённого и необычайно массивного квазара — возможно, самое массивное в ранней Вселенной.

Команда астрофизиков под руководством Вана Фэйгэ в своём масштабном исследовании задействовала целый ряд наземных телескопов — в том числе мощнейшие Subaru и ALMA. Весь этот арсенал был задействован для наблюдения за ярким, несмотря на огромное расстояние до него, квазаром J0910–0414.

Его красное смещение равняется 6,63, то есть от Земли квазар удален на расстояние больше 9 миллиардов световых лет. В сердце квазара находится одна из крупнейших в наблюдаемом космосе сверхмассивных чёрных дыр — около 3,6 миллиарда масс Солнца. Поэтому учёные не без оснований надеялись, что и вокруг квазара может обнаружиться нечто очень массивное. Как оказалось, это так и есть: протоскопление вокруг J0910–0414 обладает колоссальной массой.

«По нашим оценкам, этот протокластер разовьётся в скопление галактик массой 6,9 квадриллионов масс Солнца — более массивное, чем крупнейшие скопления, известные в локальной Вселенной, такие как скопление Кома. … Квазар имеет время жизни в ультрафиолетовом диапазоне более 0,8 миллиона лет и уже ионизировал всю окружающую его межгалактическую среду», — отмечают учёные.

Подобные структуры являются вершиной в структуре Вселенной — крупнее них по размеру и массе только она сама.