«Год» длится 13 часов: обнаружена суперземля со сверхкоротким периодом вращения
Наука

«Год» длится 13 часов: обнаружена суперземля со сверхкоротким периодом вращения

1 февраля 2024 года, 09:19

Международная команда астрономов обнаружила экзопланету Wolf 327 b, которая отличается сверхкоротким периодом вращения вокруг родительской звезды. Небесное тело, расположенное за пределами Солнечной системы, немного больше Земли и превосходит ее по массе примерно в 2,5 раза. Открытие специалистам удалось сделать с помощью космического телескопа TESS, предназначенного для обнаружения экзопланет транзитным методом.

Как выяснила группа ученых во главе с Фелипе Мургасом из Университета Ла-Лагуны в Испании, экзопланета вращается вокруг красного карлика Wolf 327. На кривой блеска этой звезды был обнаружен транзитный сигнал, планетарная природа которого была подтверждена  последующей фотометрией, изображениями с высоким разрешением и измерениями лучевой скорости.

«Обнаружением транзитных событий руководила миссия НАСА TESS, и наземные наблюдения подтвердили, что эти события происходят на звезде Wolf 327. Последующие измерения лучевой скорости, проведенные с помощью спектрографа CARMENES, позволили нам установить массу кандидата и подтвердить его планетарную природу», — говорится в статье.

Расчеты показали, что экзопланета, получившая обозначение Wolf 327 b, имеет радиус 1,24 радиуса Земли, а ее масса равна 2,53 массы нашей планеты. Таким образом, объемная плотность нового мира составляет 7,24 г/см3 (у Земли — 5,51 г/см3). Экзопланета делает полный оборот вокруг своей звезды-хозяина каждые 13,7 часа на расстоянии около 0,01 астрономической единицы от нее (1 а.е. — примерное расстояние между Солнцем и Землей). Температура Wolf 327 b составляет около 1000 Кельвинов (726 градусов Цельсия).

Обнаруженное небесное тело классифицировали как «суперземлю со сверхкоротким периодом». По наблюдению ученых, планета представляет собой каменистый мир, похожий по внутреннему составу на Меркурий. Предполагается, что Wolf 327 b обладает крупным железным ядром, окруженным небольшим слоем мантии, а также тонкой водородно-гелиевой атмосферой. Не исключено, что, помимо нее, в звездной системе находятся и другие планеты, но ученым еще предстоит их идентифицировать.

Что же касается самой звезды Wolf 327, вокруг которой обращается найденная экзопланета, то она расположена в 93 световых годах от Солнца. Ее возраст оценивается в 4,1 миллиарда лет, а размер и масса составляют всего 40% от солнечных. Температура красного карлика достигает 3542 Кельвинов, а металличность оценивается приблизительно в -0,17 градуса.

На сегодняшний день космический телескоп TESS открыл около 7000 потенциальных экзопланет, существование 415 из которых уже доказано научно. С момента запуска в апреле 2018 года обсерватория исследовала порядка 200 тысяч самых ярких звезд с целью поиска новых планет — от небольших скалистых миров до газовых гигантов.