Астрономы обнаружили девять новых горячих юпитеров
Большой взрыв

Астрономы обнаружили девять новых горячих юпитеров

18 января 2024 года, 10:28

Наиболее часто открываемым типом экзопланет считается горячий юпитер — газовый гигант, вращающийся вплотную к звезде, — из-за своего размера и частоты транзитов. Но даже с учетом этого обнаружение сразу девяти новых миров такого класса является редким событием. Тем не менее недавно это удалось международной команде астрономов с помощью космической обсерватории TESS.

Телескоп TESS, аббревиатура которого расшифровывается как «искатель экзопланет методом транзита», проводит исследование примерно 200 тысяч самых ярких звезд вблизи Солнца на предмет спутников — от небольших землеподобных скалистых миров до газовых гигантов. Из около 7000 перспективных кандидатов в экзопланеты подтвержденный статус получили уже 415.

На днях к этому числу присоединились еще девять похожих на Юпитер миров, только до крайности раскаленных. Их обнаружила группа астрономов во главе с Джеком Шульте. Каждая из планет вращается вокруг собственной звезды, а планетарная природа далеких космических тел была подтверждена наземными изображениями и спектроскопическими наблюдениями.

Самый массивный из газовых гигантов — TOI-3919 b — в 3,88 раза тяжелее Юпитера. Кроме того, есть еще TOI-1855 b — не такой тяжелый, зато с радиусом, составляющим примерно 1,65 радиуса Юпитера. Самый мелкий же имеет массу немногим более половины крупнейшей планеты нашей Солнечной системы.

При этом все открытые планеты имеют периоды обращения короче восьми дней (для сравнения, период обращения Меркурия в 11 раз больше), а их равновесные температуры, по оценкам, составляют от тысячи до полутора тысяч градусов Кельвина. Самой горячей экзопланетой из девяти оказалась TOI-5232 K, с температурой около 1772 K.

Больше всего внимания ученых привлекли TOI-3919 b и TOI-5301 b, которые имеют значительный эксцентриситет (то есть сплюснутость) орбит на уровне 0,26 и 0,33 соответственно (что для тяжеленной TOI-3919 b довольно удивительно). По мнению авторов статьи, это говорит о том, что они, возможно, оказались захвачены слишком мощными приливными силами.

Что касается звезд-хозяев новооткрытых экзопланет, то их радиусы варьируются от 0,84 до 2,19 солнечных, а массы составляют от 0,9 до 1,57 солнечных масс. Причем две самые старые из них имеют очень почтенный возраст — около восьми миллиардов лет. Так что некоторые из открытых горячих юпитеров, возможно, доживают свои последние тысячелетия, прежде чем погибнуть во взрыве сверхновой.