Магнитное поле микроквазаров оказалось неожиданно упорядоченным
Наука

Магнитное поле микроквазаров оказалось неожиданно упорядоченным

17 января 2024 года, 12:48

Всем известны квазары — сверхмассивные черные дыры с ореолом из светящейся материи в центрах галактик. Но не менее интересны микроквазары — черные дыры поменьше, «топливом» для которых служит не вся внутренняя область галактики, а одна звезда. Их изученность, однако, оставляет желать лучшего, поэтому команда астрофизиков во главе с Филипом Кааре была немало удивлена, обнаружив у микроквазаров неожиданно упорядоченное магнитное поле.

Мощные гравитационные поля черных дыр могут во время поглощения планет или звезд выбрасывать потоки частиц — джеты — со скоростью, близкой к световой. Команда Кааре пыталась разобраться в деталях этого процесса при помощи мощного рентгеновского космического телескопа.

Объектом наблюдений стал микроквазар под названием Stephenson and Sanduleak 433, или SS 433, — первый открытый землянами микроквазар в истории. Он находится в центре остатка сверхновой W50, примерно в 18 тысячах световых годах от Земли, а история его наблюдений насчитывает уже почти 50 лет, в ходе которых он даже получил прозвище «Туманность Ламантин» — из-за причудливой формы своих джетов.

Гравитация черной дыры (поглощающей находящуюся рядом звезду) разгоняет эти джеты примерно до 26% от скорости света (более 77 250 км/с). Именно они и оказались в фокусе внимания ученых, которые занялись измерением поляризации рентгеновских струй.

Космический телескоп IXPE следил за микроквазаром в течение 18 дней, а точнее — за одной из его частей, где выбросы производятся высокоэнергетическими электронами, вращающимися по спирали в магнитном поле (процесс, называемый синхротронным излучением). Магнитное поле «Ламантина» открылось перед наблюдателями с совершенно неожиданной стороны.

«Наблюдения показывают, что направление движения струй вблизи области ускорения определяется магнитным полем. Высокий уровень поляризации, наблюдаемый с помощью IXPE, показывает, что магнитное поле хорошо упорядочено, по крайней мере, половина его выровнена в одном направлении», — отметил Кааре.

Для исследователей это открытие было «крайне неожиданным»: ведь считается, что взаимодействие между джетом и насыщенной газом и пылью межзвездной средой создает ударную волну, которая разрушает какой бы то ни было порядок в магнитных полях. Но открытие этого внезапного «выравнивания» заставляет пересмотреть привычную схему.

Более того, предстоит выяснить, действует ли тот же эффект для других подобных объектов — прочих микроквазаров, сверхмассивных черных дыр или обломков, выброшенных взорвавшимися звездами. Если ответ будет положительным, то, возможно, это позволит объяснить некоторые из загадок тех же квазаров, которые до сих пор остаются одними из самых ярких и колоссальных, но при этом малоизученных сущностей во Вселенной.