Обнаружен мини-нептун с самым долгим периодом обращения среди малых планет
Большой взрыв

Обнаружен мини-нептун с самым долгим периодом обращения среди малых планет

12 января 2024 года, 14:01

Во время поиска новых экзопланет ученые иногда сталкиваются с действительно уникальными случаями, которые являются своего рода качественным скачком. Примером может служить открытие небольшой и холодной планеты, которая для своего класса находится на практически рекордном удалении от звезды, что ранее делало ее «сестер» почти невозможными для наблюдения.

Чем ближе экзопланета находится к звезде, тем проще ее обнаружить методом транзита. Потому среди подтвержденных далеких миров преобладают вращающиеся вокруг звезды за считанные дни, если не часы. Но Земля делает один оборот вокруг Солнца за 365 дней, что делает ее практически «невидимой» для технологий, которыми располагает человечество.

Впрочем, ситуация постепенно меняется, и подтверждением тому служит работа международной команды астрономов во главе с иранским ученым Недой Хейдари из Парижского института астрофизики (всего же в команде несколько десятков исследователей из девяти стран). Она смогла обнаружить небольшую экзопланету (что само по себе трудно), которая тратит на оборот вокруг звезды целых 146 дней.

Планета, получившая имя HD 88986 b, была обнаружена с помощью высокоточного спектрографа SOPHIE в обсерватории Верхнего Прованса. SOPHIE обнаруживает экзопланеты, используя метод радиальных скоростей (то есть по крошечным колебаниям звезды), но потом открытие экзопланеты было лишний раз подтверждено с помощью двух транзитных телескопов.

«Большинство планет, которые мы обнаружили и измерили их массу и радиус, обращаются по коротким орбитам, обычно менее 40 дней. Но в нашей Солнечной системе даже Меркурию, ближайшей к Солнцу планете, требуется 88 дней, чтобы завершить свой оборот. Отсутствие возможности обнаружения планет с более длинными орбитами создает проблемы в понимании того, как планеты формируются и эволюционируют в других системах», — объяснила Хейдари.

В системе имеется еще один, довольно эффектный «житель» — колоссальный газовый гигант, который более чем в сто раз массивнее Юпитера. Но HD 88986 b уникальна тем, что со своим периодом обращения в 146 суток вращается по самой широкой орбите среди всех малых планет (меньших, чем Нептун или Уран), для которых вообще получены хоть сколько-нибудь точные измерения.

Диаметр мини-нептуна всего в два раза больше земного. Кроме того, при температуре всего 190 градусов HD 88986 b предоставляет земным астрономам редкую возможность изучить свою атмосферу — гораздо более холодную, чем «традиционные» для более близких к звездам планет тысячи градусов Цельсия.

«HD 88986 b, по сути, представляет собой мини-нептун, расположенный между орбитами Меркурия и Венеры. Кроме того, она вращается вокруг звезды с температурой, близкой к солнечной, что делает ее предшественницей планет земного типа», — отметили исследователи.

Принимая во внимание, что HD 88986 — одна из самых изученных звездных систем (ее наблюдали в общей сложности более 25 лет), такое открытие сможет стать огромным вкладом в существующие представления об образовании планет. А также дать астрономам надежду, что скоро систематическое обнаружение экзопланет размером с Землю станет свершившимся фактом.