Млечный Путь может поглотить все окружающие его крошечные галактики
Большой взрыв

Млечный Путь может поглотить все окружающие его крошечные галактики

8 декабря 2023 года, 13:14

Млечный Путь далеко не одинок — он дрейфует по Вселенной в компании примерно полусотни карликовых галактик. Ранее ученые предполагали, что так может продолжаться еще десятки миллиардов лет. Однако в новом исследовании международной команды астрофизиков утверждается, что большинство из «спутников» нашей галактики будут поглощены ею в ближайшем (по космическим меркам) будущем. Детали научной работы были опубликованы в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы сделали такой вывод, базируясь на последних наблюдениях космического телескопа «Гея». Они показали, что многие карликовые галактики, которые всего пару миллиардов лет назад вращались вокруг Млечного Пути, были уничтожены и по частям затянуты внутрь нашей Галактики. Причем не обошлось здесь без влияния фактора темной материи.

Ученые вычленили в пределах Млечного Пути останки поглощенных им соседей и определили, что большинство слияний произошли не больше трех миллиардов лет назад. Причем в моменты катастроф возникала такая сильная турбулентность, что бывшие галактики потеряли практически весь свой внутренний газ, а их структура радикально изменилась.

Однако это было бы невозможно, если бы данные галактики имели внутри достаточное количество темной материи, которая удерживала бы их вместе и не позволяла слишком сильно распадаться — даже в момент поглощения гораздо более крупным «хищником».

Вполне естественно, что после этого открытия острый интерес вызвали оставшиеся «соседи» Млечного Пути, а точнее — количество содержащейся в них темной материи. Если ее так же недостаточно, значит, они тоже вскоре могут быть поглощены нашей Галактикой. Причем такой сценарий ученые считают наиболее вероятным.

«Большинство карликовых галактик — это системы из множества звезд, которые довольно поздно появились поблизости от Млечного Пути.Что резко контрастирует с гипотезой о том, что они будут нашими долгосрочными попутчиками», — отметили исследователи.

Впрочем, надежных и исчерпывающих способов оценить содержание темной материи во все еще «независимых» галактиках и поглощенных звездных системах пока не существует, а значит, реализоваться может любой из сценариев. Но в самой долгосрочной исторической перспективе человечеству, вероятно, стоило бы подготовиться и к «галактическим пришельцам» такого рода.