За орбитой Плутона: карликовая планета Эрида оказалась на удивление мягкой
Карликовая планета Эрида (косвенно виновная в понижении «статуса» Плутона в Солнечной системе), вероятно, не является настолько скалистой, как предполагали ученые в течение почти двух десятилетий. На самом деле, она гораздо мягче своего «коллеги» по классу, названного в честь бога подземного царства. Об этом говорят результаты исследования, опубликованного командой двух астрофизиков в журнале Science Advances.
Эрида — это карликовая планета, размером чуть меньше Плутона и расположенная примерно на 50% дальше от Солнца. Несмотря на свой скромный размер, она не одинока — вокруг нее вращается совсем крошечный спутник под названием Дисномия. И именно это обстоятельство стало первым в цепочке умозаключений астрономов: оказалось, что оба космических тела находятся в приливной связи — то есть повернуты друг к другу все время одной и той же стороной.
Проблема заключалась лишь в том, что до недавнего времени ученые не располагали оценками размера Дисномии. Однако впервые опубликованные данные наблюдений радиотелескопа Atacama Large Millimeter Array (ALMA) наконец-то дали верхний предел массы для спутника Эриды и натолкнули на мысль о том, что карликовая планета должна быть диссипативной, иными словами, мягкой.
Согласно модели, рассчитанной учеными, Эрида имеет каменистое ядро, окруженное слоем льда, причем этой «мантии», вероятно, свойственна конвекция. «Горная порода содержит радиоактивные элементы, и они выделяют тепло. И затем это тепло должно каким-то образом выходить. А уходя, оно вызывает медленное вспенивание льда», — объяснил Ниммо.
Поэтому, в отличие от Плутона, Эрида ведет себя не как твердый объект, а, по словам астрофизика, «скорее, как мягкий сыр или что-то в этом роде». Причем чем меньше окажется истинный размер Дисномии, тем более диссипативной должна будет оказаться ее «хозяйка». Ниммо и Браун надеются, что вскоре более точные измерения массы помогут сделать модель еще более достоверной.
Но Эрида настолько удалена от Земли, что на снимках большинства телескопов занимает всего один пиксель. А значит, окончательно о природе этой небольшой планеты ученые узнают, лишь когда она проплывет прямо перед какой-нибудь не слишком отдаленной звездой.