«Хаббл» приостановил работу после третьего технического сбоя за две недели
Наука

«Хаббл» приостановил работу после третьего технического сбоя за две недели

1 декабря 2023 года, 09:42

Космический телескоп NASA «Хаббл», который был запущен в 1990 году и за свою более чем 33-летнюю историю успел провести свыше 1,5 миллиона исследований Вселенной, столкнулся с техническими проблемами. Специалисты американского агентства обнаружили, что один из его гироскопов передает неверные показания, в результате чего космическая обсерватория была автоматически переведена в безопасный режим. Тем не менее в NASA заверили, что «Хаббл» находится в хорошем состоянии.

Технический сбой происходит с телескопом «Хаббл» уже в третий раз за последние несколько дней. Во время первого инцидента 19 ноября специалистам NASA удалось оперативно вернуть космический аппарат к работе на следующий день, однако 21 ноября научные операции вновь были приостановлены. Спустя какое-то время «Хаббл» успешно возобновил наблюдения, но 23 ноября опять перешел в безопасный режим. Как позднее объяснили в управлении, причиной возникших проблем стал сбой у одного из гироскопов космической обсерватории.

Гироскопы — это устройства, помогающие определять ориентацию системы в пространстве. Поскольку «Хаббл» предназначен для поиска и съемки крайне специфических областей дальнего космоса, ему необходимо точное наведение. В 2009 году телескоп получил шесть новых гироскопов в рамках пятой и последней операции по техническому обслуживанию обсерватории, однако к настоящему моменту в рабочем состоянии остались только три таких устройства. Именно с одним из них и начались проблемы, объяснили в NASA.

Неисправный гироскоп передает неверные показания, и сейчас команда инженеров ищет пути выхода из этой ситуации: одно из решений предполагает перевод телескопа на работу с одним гироскопом вместо трех, функционирующих в настоящий момент. Как пояснили в агентстве, «Хабблу» не требуется задействовать все три оставшиеся гироскопа для успешного проведения наблюдений.

«NASA работает над возвращением к проведению научных исследований космического телескопа “Хаббл”, который перешел в безопасный режим 23 ноября из-за продолжающихся проблем с гироскопом. Приборы "Хаббла" работают стабильно, и телескоп находится в хорошем состоянии», — говорится в сообщении на сайте управления. В NASA добавили, что когда телескоп находится в безопасном режиме, то все его научные операции приостанавливаются, поэтому «Хабблу» остается только ожидать новых команд с Земли.

Это уже не первый случай, когда один из самых известных космических телескопов сталкивается с регулярными отказами гироскопов. В 2018 году «Хаббл» тоже был переведен в безопасный режим, после того как один гироскоп полностью вышел из строя. Впрочем, тогда обсерваторию удалось «вернуть к жизни», и она до сих пор бороздит космическое пространство.

За более чем 33 года своей работы телескоп провел свыше 1,5 миллиона исследований Вселенной, на основе которых было подготовлено более 20 тысяч научных работ. В NASA выразили надежду, что «Хаббл» продолжит делать новаторские открытия в течение этого десятилетия и, возможно, даже в следующем.