ЕКА нашло замену российским научным приборам на марсоходе «Розалинд Франклин»
Проекты

ЕКА нашло замену российским научным приборам на марсоходе «Розалинд Франклин»

24 ноября 2023 года, 09:54

Европейское космическое агентство (ЕКА) пытается возродить программу по исследованию Красной планеты «ЭкзоМарс», приостановленную в июле прошлого года из-за прекращения сотрудничества с Роскосмосом. Британское подразделение компании Airbus Defence and Space, которое является ведущим разработчиком марсохода «Розалинд Франклин» — одной из двух частей проекта «ЭкзоМарс», — получило £10,7 млн на замену российских компонентов в составе ровера, в частности спектрометра ISEM, разработанного в Институте космических исследований РАН.

Как сообщило министерство науки, инноваций и технологий Соединенного Королевства, команда британских специалистов, возглавляемая учеными из Университета Аберистуита в Уэльсе, создаст новый прибор, который получит название Enfys, что переводе с валлийского языка означает «радуга». Он будет установлен на марсоходе «Розалинд Франклин», основная цель которого — провести работы по поиску существования прошлой или настоящей жизни на Красной планете, собрав образцы путем бурения на глубину около двух метров под поверхностью и применив приборы нового поколения для анализа результатов в бортовой лаборатории.

На эти цели Космическое агентство Великобритании, которое тоже принимает участие в разработке марсохода, выделило британскому подразделению Airbus Defence and Space £10,7 млн ($13,4 млн). Таким образом, общий объем инвестиций в данный проект со стороны правительства Соединенного Королевства достиг £377 млн (около $470 млн). Планируется, что британский спектрометр Enfys будет работать на марсианской поверхности вместе с панорамной камерой Mullard, разработанной командой из Университетского колледжа Лондона (UCL).

«Есть ли жизнь на Марсе? Этот вопрос человечество задает на протяжении многих поколений, и новая инвестиция Великобритании [в проект “ЭкзоМарс”] — захватывающая возможность улучшить наше понимание Красной планеты и, возможно, наконец, ответить на этот вопрос», — выразил надежду министр науки, исследований и инноваций Великобритании Эндрю Гриффит.

Марсоход «Розалинд Франклин», названный так в честь английского биофизика середины XX века, является одной из двух частей программы ЕКА «ЭкзоМарс» по исследованию Красной планеты. Первая половина проекта — это зонд «ЭкзоМарс-TGO», который благополучно достиг орбиты Марса в октябре 2016 года и с тех пор совершил большое количество открытий, связанных со свойствами атмосферы Красной планеты. Вторая часть проекта должна была стартовать в 2018 году, однако запуск перенесли на 2020-й, а затем — на 2022-й.

Последний раз ЕКА прогнозировало, что окно для экспедиции откроется в период с 20 сентября по 1 октября 2022 года, но в июле прошлого года совет управляющих ЕКА принял решение о прекращении сотрудничества с Роскосмосом по программе «ЭкзоМарс». Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер объяснил это спецоперацией РФ на Украине и последующими за этим санкциями. Комментируя эту информацию, в Роскосмосе выразили сожаление, что поиск признаков жизни на Марсе для Европы оказался менее важным, чем политические амбиции отдельных чиновников и стран.

Кроме того, в госкорпорации допустили, что Россия может самостоятельно реализовать свою часть проекта на национальном уровне или с привлечением партнеров из дружественных стран. Ранее предполагалось, что два из девяти приборов марсохода «Розалинд Франклин» должны быть российскими. Речь шла, в частности, о спектрометре ISEM и нейтронном детекторе ADRON-RM, изготовленными в Институте космических исследований РАН.

Сам же ровер входил в состав автоматической межпланетной станции «ЭкзоМарс-2022», которая также включала в себя европейский перелетный модуль и российский десантный модуль с посадочной платформой «Казачок». Их планировалось отправить с помощью ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» с космодрома Байконур. В конце марта 2022 года в «Роскосмосе» сообщили, что не смогут вернуть «Казачок», находившийся на территории предприятия Thales Alenia Space в Турине в Италии из-за отсутствия авиасообщения, и теперь потребуется новая посадочная платформа.