Белый дом создаст новую правовую среду для «космической экспансии на благо всех американцев»
Администрация президента США разработала план регулирования будущей космической деятельности. 15 ноября Национальный космический совет (NSC) опубликовал законопроект, который предлагает разделить ответственность за контроль этого направления, включая разработку частных космических станций, производство за пределами Земли и утилизацию космического мусора, между двумя министерствами — транспорта и торговли. Представители Белого дома утверждают, что такая инициатива послужит на благо всем жителям страны: она гарантирует, что правительство создаст нормативно-правовую среду, поддерживающую развитие частного бизнеса в космосе.
Согласно сложившейся в США практике, Министерство торговли (DOC) регулирует частные спутниковые системы дистанционного зондирования, в то время как Министерство транспорта (DOT) несет ответственность за коммерческие запуски и возвращение космических аппаратов на Землю, а также отвечает за безопасность астронавтов во время таких полетов через Федеральное управление гражданской авиации (FAA). В свою очередь Федеральная комиссия по связи (FCC) контролирует использование спутников в электромагнитном спектре.
Такой порядок успешно функционировал на протяжении десятилетий, однако с того момента коммерческая космонавтика ушла далеко вперед благодаря широкому спектру новых идей и проектов: от способов обслуживания спутников до коммерческих космических станций и методов утилизации космического мусора. Теперь частным компаниям приходится ориентироваться «в лабиринте правительственных учреждений», чтобы определить, какие правила применяются в тех или иных случаях, и пытаться согласовывать свои проекты с разными ведомствами.
К примеру, несколько лет назад Джим Армор, в то время работавший в фирме Orbital ATK (ныне Northrop Grumman), рассказал о тех трудностях, с которыми сотрудникам пришлось столкнуться при получении разрешения на первую миссию по обслуживанию спутников Mission Extension Vehicle-1 (MEV-1). Они внезапно обнаружили, что для запуска им нужна лицензия Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), потому что их датчики могли видеть Землю во время поиска целевого спутника Intelsat 901.
«Вопрос о том, какое агентство или агентства должны обладать регулирующими полномочиями в отношении новой коммерческой космической деятельности, годами натравливал сторонников DOC и DOT друг на друга, а также вел споры о том, насколько необходимо регулирование. Чего хочет космическая отрасль, так это ясности и предсказуемости в отношении того, каким будет режим регулирования, особенно в связи с тем, что они стремятся привлечь инвесторов», — пишет Space Policy Online.
Предлагаемый законопроект Национального космического совета, который возглавляет вице-президент США Камала Харрис, направлен на восполнение этих пробелов. Так, в частности, новые правила устанавливают, что министерство транспорта будет нести ответственность за безопасность людей не только во время запуска аппаратов и их возвращения на Землю, но и во время их пребывания в космосе (на околоземной орбите, коммерческой космической станции или за пределами околоземной орбиты). DOT также будет отвечать за лицензирование космических перевозок, например, миссий по доставке грузов на поверхность Луны.
Что же касается, министерства торговли, то оно уполномочено лицензировать все новые виды космической деятельности, «не связанные с деятельностью человека или не относящиеся к [сфере регулирования] DOT». Примерами этого могут служить сборка и производство в космосе, а также удаление космического мусора автоматическими аппаратами. DOC также будет координировать «космическое движение» и выдавать предупреждения для предотвращения столкновений в космосе.
«Промышленность США лидирует в мире по использованию преимуществ космоса на Земле. Этот закон гарантирует, что наше правительство создаст нормативно-правовую среду, поддерживающую коммерческую экспансию в космосе на благо всех американцев», — заявил заместитель министра торговли Дон Грейвс.
Впрочем, предложение Национального космического совета — не единственный возможный план регулирования будущей космической деятельности. Комитет Палаты представителей США по науке, космосу и технологиям работает над своей собственной инициативой, известной как Закон о коммерческом космосе. В нем предлагается возложить ответственность на министерство торговли за контроль новых видов космической деятельности, которые еще не регулируются другими агентствами, включая выдачу разрешений на космические полеты.