NASA удалось спасти данные о темной материи с разбившегося телескопа
Технологии

NASA удалось спасти данные о темной материи с разбившегося телескопа

15 ноября 2023 года, 10:33

Телескоп стоимостью $10 млн, который НАСА запустила на воздушном шаре, в июне при попытке его посадить потерял связь с агентством и разбился. Вчера выяснилось, что учёным все-таки удалось спасти данные с телескопа, причём благодаря обычным «флешкам».

Атмосферная обсерватория SuperBIT была разработана как более дешёвая и простая в обслуживании альтернатива космическим телескопам. Прежде всего она должна была помочь в картографировании тёмной материи вокруг скоплений галактик — анализируя искривления пространства-времени, происходящие вокруг них.

После взлета из Новой Зеландии в апреле этого года SuperBIT облетел Землю около пяти раз, рассматривая в видимом и ближнем ультрафиолетовом диапазоне области звездообразования туманности Тарантул, сталкивающиеся галактики Антенны на расстоянии 60 миллионов световых лет или спиральную галактику Вертушка в созвездии Большой Медведицы. Выполнение программы исследований шло по плану, но из-за ветренной погоды миссию сократили со 100 до 40 дней.

В апреле воздушный шар придрейфовал к месту посадки — одинокому холму в Аргентине — но в решающий момент из-за отказа оборудования он не смог отцепиться от телескопа. В результате сложнейшую научную аппаратуру протащило несколько километров по пересечённой местности. Разумеется, после этого от обсерватории мало что осталось.

Многие посчитали, что собранные аппаратом данные погибли вместе с ним. Но, к счастью, это оказалось не так. Инженеры проекта еще на этапе проектирования миссии предположили, что на любом этапе полета что-то может пойти не так и обсерватория будет потеряна. Поэтому собираемые ею данные, помимо записи на встроенные жесткие диски, автоматически копировались на старомодные SD-накопители, а перед самой посадкой эти диски были также автоматически сброшены на землю на парашюте в специальном контейнере с маяком для упрощения его поисков.

Для упаковки «флешек» и спутникового устройства (позволяющего хотя бы примерно знать, где они приземлились), инженеры НАСА использовали пакеты для запекания. Это вызвало немалое удивление сотрудников аргентинской полиции, которые помогали искать уцелевшие накопители в пампе.

В конце концов пакет с данными удалось найти — причём неподалёку от дорожки следов пумы, которая, при менее благоприятном стечении обстоятельств, вполне могла бы попробовать пожевать необычную находку. Но обошлось.

Наблюдения телескопа теперь могут использоваться в научных исследованиях. А НАСА даже собирается начать производство собственных пакетов для подобных спасательных операций.