Нидерланды и Исландия присоединились к «Соглашениям Артемиды»
Проекты

Нидерланды и Исландия присоединились к «Соглашениям Артемиды»

3 ноября 2023 года, 10:39

Еще две европейские страны подписали предложенное Соединенными Штатами международное соглашение, которое регулирует принципы сотрудничества между государствами в области освоения Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях. Новыми участниками Artemis Accords, или «Соглашений Артемиды», стали Нидерланды и Исландия. С этого момента количество стран, принявших американский документ, возросло до 31.

Церемония присоединения Голландии к «Соглашениям Артемиды» прошла в среду, 1 ноября, в резиденции посла Нидерландов в Вашингтоне. Двусторонний договор подписали администратор NASA Билл Нельсон (от имени американского агентства) и директор Космического управления Нидерландов (NSO) Харм ван де Ветеринг (от имени Нидерландов). Также на мероприятии присутствовали представители Национального космического совета США и посол Нидерландов в США Андре Хаспелс.

«NASA и Нидерланды были тесными партнерами в космосе с первых дней космических полетов. Расширение границ с помощью технологий влечет за собой новые обязанности. Подписывая Artemis Accords, мы подчеркиваем ценности, которые мы разделяем в космосе, и признаем, что несем общую ответственность», — говорится в заявлении ван де Ветеринга.

О том, что Нидерланды в скором времени присоединятся к «Соглашениям Артемиды», стало известно еще в начале октября. Тогда министр экономики и климатической политики страны Микки Адриансенс сообщила, что Амстердам собирается не только подписать этот документ, но и инвестировать 22,2 миллиона евро в модернизацию Европейского центра космических исследований и технологий (ESTEC). Он расположен в Нордвейке на западе Нидерландов и является главным центром Европейского космического агентства (ЕКА) по разработке и испытанию космических аппаратов и космической техники.

Artemis Accords устанавливают определенный набор принципов: они носят рекомендательный характер и регулируют сотрудничество государств в области космических исследований, включая те, которые реализуются в рамках лунной программы NASA Artemis. В мае 2020 года американское агентство уточнило, что основные положения «Соглашений» касаются добычи ресурсов на Луне и создания так называемых зон безопасности, призванных предотвратить «вредоносное вмешательство».

В октябре участники Artemis Accords встретились на Международном астронавтическом конгрессе, чтобы обсудить прогресс двух рабочих групп в рамках реализации соглашения: первая изучает, как повысить прозрачность в экспедициях по исследованию Луны, а вторая ищет способы привлечь другие страны к присоединению к договору. «NASA гордится расширением нашего партнерства с Нидерландами и построением будущего, определяемого безграничными возможностями и открытиями», — заметил в свою очередь Нельсон.

Некоторые обратили внимание, что в заявлении NASA Нидерланды были названы 31-й страной, подписавшей «Соглашения Артемиды». Это застало наблюдателей врасплох, поскольку на предыдущей церемонии подписания соглашений, состоявшейся 14 сентября, Германия указывалась как 29-я страна. Позднее стало известно, что, помимо Голландии, к проекту присоединилась и Исландия. Но об этом событии не сообщило ни NASA, ни Госдепартамент США, ни исландский МИД. Более того, флаг этой страны также был исключен из обновленного графика американского агентства, на котором были изображены Нидерланды и 29 других государств.

Впрочем, в этом случае нет ничего беспрецедентного. К примеру, Украина самостоятельно подписала «Соглашения Артемиды» в октябре 2020 года, а позже проинформировала о своем решении Соединенные Штаты.

«Соглашения Артемиды» во многом основаны на положениях Договора по космосу 1967 года. Они были названы так в честь американской лунной программы «Артемида». Впервые Artemis Accords были подписаны 13 октября 2020 года директорами восьми национальных космических агентств: США, Австралии, Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ и Японии. Позднее к договору присоединилась еще 21 страна, в частности Южная Корея, Новая Зеландия, Бразилия, Польша, Мексика, Франция, Саудовская Аравия и т.д.

При этом NASA ожидает, что в будущем эти соглашения примут и другие государства, поэтому оставляет их открытыми для подписания на неопределенный срок. До Нидерландов и Исландии договор приняла Германия, ставшая 29-м участником Artemis Accords. Генеральный директор Немецкого центра авиации и космонавтики (DLR) доктор Вальтер Пельцер напомнил, что немецкие космические компании активно участвуют в реализации американской программы Artemis, поэтому подписание «Соглашений Артемиды» придаст дополнительный импульс этим усилиям.