Между Землей и Марсом: на ранней Венере могла существовать тектоника плит
Большой взрыв

Между Землей и Марсом: на ранней Венере могла существовать тектоника плит

2 ноября 2023 года, 10:36

Раскаленная до сотен градусов Венера с плавающими в атмосфере облаками серной кислоты когда-то могла быть гораздо более похожей на Землю и даже обладать тектоникой плит, а, возможно, и жизнью. С таким выводом выступили авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy.

Венера действительно очень похожа на Землю — размером, предположительно строением, составом и даже нахождением в условной «зоне обитаемости». Однако условия, господствующие на ней сейчас, делают ее одним из самых агрессивных известных нам миров. Хотя миллиарды лет назад все могло обстоять иначе, и своего рода «уликой» в установлении прошлого может стать азот.

Когда каменистые планеты формируются, азот задерживается в минералах. При извержениях же вулканов минералы плавятся, а газ выходит на свободу — в атмосферу, где и застревает. Таким образом, азот становится своего рода «диагностическим инструментом», который позволил ученым провести компьютерное моделирование двух геологических моделей.

Первая — условно «марсианская», со сплошной корой, а другая — «земная», с множеством литосферных плит. Эти плиты дают большое число разломов, а значит, и вулканов, через которые высвобождается гораздо больше газа. И Венера отлично подошла под второй сценарий, ведь количество азота в ее атмосфере для планеты марсианского типа просто невероятно подозрительное.

Это говорит о том, что Венера могла быть гораздо больше похожа на Землю в других отношениях. Например, геохимические реакции в коре могли бы не допустить появления такого мощного парникового эффекта. «Это предполагает, что Венера, безусловно, была бы прохладнее, и тогда на ней было бы больше жидкой воды», — заметил планетолог из Института Луны и планет в Хьюстоне и руководитель исследования Мэтью Уэллер. Он добавил, что наличие жизни при таком сценарии было бы более чем вероятным.

Разумеется, выводы эти не окончательные, ведь никакое моделирование не принимает во внимание всех факторов. Один из рецензентов, профессор исследования Земли и космоса в Университете Аризоны, Джозеф О'Рурк, сказал, что, возможно, геологическая история Венеры может отличаться от обоих сценариев: «Возможно, Венера — это нечто среднее между Землей и Марсом».

Проверке гипотез может серьезно поспособствовать только одно: посещение Венеры исследовательскими аппаратами, которые и установят истину — к примеру, обнаружив там тектонические разломы или точно измерив содержание газов в атмосфере. Это будет под силу аппарату НАСА под названием Da Vinci и российской исследовательской станции «Венера-Д», которые отправятся ко второй планете Солнечной системы на рубеже настоящего десятилетия.