Телескоп «Джеймс Уэбб» заглянул вглубь Крабовидной туманности
Большой взрыв

Телескоп «Джеймс Уэбб» заглянул вглубь Крабовидной туманности

1 ноября 2023 года, 11:38

Крабовидная туманность — это один из самых красивых и досконально изученных остатков сверхновых, который в то же время все еще является объектом пристального изучения со стороны исследователей. Теперь к этим наблюдениям присоединился и космический телескоп «Джеймс Уэбб», который недавно сделал самые подробные ее снимки. По мнению сотрудников Европейского космического агентства, они позволят восстановить недостающие детали в истории рождения этого огромного участка межзвездной среды.

Крабовидная туманность находится на расстоянии 6500 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Именно там в 1054 году восточными астрономами была замечена ярчайшая вспышка, которая долгое время сверкала на небе, как новая звезда. Как считают современные астрофизики, именно эта сверхновая и положила начало формированию туманности, которая продолжает энергично разлетаться буквально на глазах.

Для ученых Крабовидная туманность — один из самых близких космических объектов подобного рода, а значит, одна из самых многообещающих целей для наблюдений. И фотографии «Уэбба» — очередной шаг в ходе долгой цепочки исследований. Предыдущей вехой являются снимки, полученные «Хабблом» в 2005 году, но новый телескоп смог разглядеть гораздо больше деталей.

В частности, «Уэбб» выделяет так называемое синхротронное излучение, которое можно заметить как сгусток «молочного» дыма на большей части «ядра» туманности. Эта особенность является продуктом находящегося внутри нее пульсара, а точнее — его сильнейших магнитных полей.

Тонкие белые ленты излучения (особенно хорошо видимого в инфракрасном спектре) тесно сгруппированы вместе и очерчивают структуру магнитных полей пульсара, которые формируют туманность, подобно струнам или своеобразному каркасу. По ним же можно проследить и расположение самой нейтронной звезды.

Внутри туманности желто-белые пестрые волокна образуют невероятно красивые, похожие на петли структуры — области, где формируются частицы космической пыли. Ранее астрономы догадывались, что в Крабовидной туманности присутствует пыль, но беспрецедентная инфракрасная чувствительность «Уэбба» впервые в деталях показала ее распределение в пространстве.

Поиск же ответов на вопросы о бурном прошлом Крабовидной туманности продолжается: анализ снимков должен занять не один месяц. Особенно интригующим станет момент, когда на нее впервые почти за 20 лет снова взглянет «Хаббл», и снимки двух огромных телескопов можно будет сравнить. Так что новости об этой не до конца изученной космической структуре еще только впереди.