На очереди — люди? На борту МКС впервые вырастили эмбрионы мышей
Наука

На очереди — люди? На борту МКС впервые вырастили эмбрионы мышей

30 октября 2023 года, 15:53

На борту Международной космической станции (МКС) впервые в истории вырастили здоровые эмбрионы мышей. Результаты первого подобного эксперимента представили ученые из Университета Яманаси и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), которые хотели выяснить, влияют ли на беременность и развитие плода повышенная радиация и низкая гравитация. По итогам исследования авторы не выявили у зародышей отклонений в развитии и нарушений в ДНК.

В группу ученых вошли специалисты JAXA и профессор Центра передовых биотехнологий Университета Яманаси Терухико Вакаяма, которые отправили двухклеточные замороженные эмбрионы мышей к МКС в августе 2021 года. Работающие в международном сегменте станции астронавты разморозили образцы с помощью специального устройства и выращивали их на борту станции в течение четырех дней. Одновременно с этим проводился аналогичный эксперимент в контрольной установке на Земле — только уже в условиях нормальной гравитации.

Главным вопросом, которым интересовались ученые, стало то, возможно ли в отсутствии гравитации функциональное разделение клеток с выделением внутреннего и внешних слоев, из которых в будущем должны развиться плацента и плод соответственно. По итогам эксперимента исследователи пришли к выводу, что на орбите развитие бластоциста — ранней стадии развития зародыша млекопитающих — происходит нормально.

По возвращении ценного груза на Землю команда провела лабораторные исследования, в том числе генетический анализ и сравнение бластоцистов с контрольной группой зародышей, которые культивировались в условиях нормальной гравитации. Оказалось, что никаких существенных изменений в ДНК и генах зародышей не произошло. Ученые сделали вывод, что размножение млекопитающих в космосе вполне возможно, но еще предстоит выяснить, способны ли такие эмбрионы развиваться в здоровое потомство.

«Это первый в мире эксперимент по культивированию эмбрионов млекопитающих на ранних стадиях развития в условиях полной микрогравитации на МКС. В будущем необходимо будет имплантировать бластоцисты, которые были культивированы в условиях микрогравитации, самкам мышей, чтобы посмотреть, смогут ли они производить потомство», — говорится в научной статье.

Авторы добавили, что подобные исследования могли бы иметь большое значение для будущих миссий по исследованию космоса и колонизации. По их словам, первые результаты подобных экспериментов говорят о том, что у представителей нашего класса животных, в том числе у людей, теоретически не должно быть никаких проблем с размножением во время космических путешествий.