Curiosity обнаружил новые признаки существования древних марсианских рек
Наука

Curiosity обнаружил новые признаки существования древних марсианских рек

25 октября 2023 года, 12:35

Несмотря на то, что жизнь на Марсе так и не нашли, появляется все больше доказательств того, что она потенциально могла там существовать, и данные марсохода Curiosity — в их числе: как следует из их нового анализа, большая часть кратеров на Марсе с высокой долей вероятности когда-то была пригодными для жизни реками. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Команда ученых во главе с доцентом Пенсильванского университета Бенджамином Карденасом использовала числовые алгоритмы для моделирования эрозии на Марсе на протяжении тысячелетий. Впервые была создана полномасштабная карта эрозии марсианской почвы, которая со всей убедительностью показала, что крайне распространенные на Марсе формы кратеров с далеко выпирающими уступами, скорее всего, являются остатками русел древних рек.

При разработке своей компьютерной модели исследователи нашли новое применение снимкам стратиграфии Земли, которые были сделаны почти 25 лет назад. Собранные нефтяными компаниями снимки морского дна Мексиканского залива позволили провести сравнение с Марсом.

Команда симулировала эрозию, подобную марсианской, используя 3D-сканы этого очень похожего по морфологии участка поверхности Земли. И русла рек, которые появились сначала в качестве чисто математической абстракции, почти точно совпали реальными структурами, наблюдаемым марсоходом Curiosity внутри кратера Гейл.

«Этот анализ — не моментальный снимок, а запись изменений. То, что мы видим на Марсе сегодня, это остатки активной геологической истории, а не какой-то ландшафт, застывший во времени. И мы находим доказательства того, что Марс, вероятно, был планетой рек — находим по всей планете», — отметил Карденас.

Результаты исследования говорят о том, что где-то еще на планете могли быть неоткрытые речные отложения. А значит, еще большая, чем предполагалось ранее, часть марсианской осадочной «летописи» могла образоваться в течение пригодного для жизни периода истории Марса. Таким образом, в поисках жизни на Красной планете рано опускать руки.

«Наше исследование показывает, что на Марсе могло быть гораздо больше рек, чем считалось ранее, что, безусловно, дает более оптимистичный взгляд на древнюю жизнь на Марсе. Ведь на большей части планеты когда-то действительно были подходящие условия для жизни», — резюмировал Карденас.