Чрезвычайно большой телескоп наполовину построен и скоро получит первые зеркала
Фото

Чрезвычайно большой телескоп наполовину построен и скоро получит первые зеркала

19 октября 2023 года, 15:05

В чилийской горной пустыне на высоте 3 000 метров над уровнем моря продолжается создание самого колоссального оптического телескопа из когда-либо построенных. Этим летом Чрезвычайно большой телескоп (ELT) перешагнул через этап 50-процентной готовности и уже скоро начнет получать зеркала.

Окончание строительства запланировано на 2028 год. После завершения работ купол на вершине горы Сьерро Амазонес достигнет нескольких десятков метров в высоту, а заключенное внутри него главное зеркало телескопа ELT диаметром 39 метров будет состоять из 798 гексагональных элементов.

Каждый из них сможет менять свое положение тысячи раз в секунду, чтобы компенсировать искажения, вносимые атмосферой. Это сделает возможными исследования, ранее невообразимые — площадь сбора изображения составит почти тысячу квадратных метров (если быть точнее — 978), это в 13 раз больше, чем в крупнейших действующих телескопах и в 100 миллионов раз больше, чем у человеческого глаза.

Даже бывший еще не так давно грандиозным прорывом «Хаббл» по точности наблюдений уступает будущему телескопу в 16 раз, несмотря на то, что атмосфера ему в космосе нисколько не мешает. Благодаря Чрезвычайно большому телескопу станет возможным даже детальное изучение состава атмосфер экзопланет, а вероятность потенциального обнаружения жизни вырастет многократно.

Стоимость постройки ELT , впрочем, тоже внушающая. Научные организации со всего мира, которые участвуют в проекте, привлекли финансирование на 1,5 миллиарда долларов. Сотни миллионов в год будет стоить его эксплуатация. Впрочем, несмотря на огромные расходы на запуск телескопа, астрономы уверены (выражаясь словами Ричарда Эллиса из Университетского колледжа Лондона): «Это действительно произойдет».

Вас может заинтересовать