Раскрыто драматическое прошлое ближайшей к Млечному Пути крупной галактики
Большой взрыв

Раскрыто драматическое прошлое ближайшей к Млечному Пути крупной галактики

13 октября 2023 года, 10:31

Международная команда астрофизиков во главе с профессором Чиаки Кобаяши установила новые подробности колоссального столкновения галактик, которое создало Туманность Андромеды в том виде, в котором она известна сегодня. В своем исследовании, опубликованном в научном журнале The Astrophysical Journal, ученые прибегли к методам недавно появившейся галактической археологии.

Эта область космологии базируется на изучении химического состава звезд и других крупных тел в галактике, чтобы реконструировать события из ее прошлого. В случае с галактикой Андромеды недостатка в этих событиях нет — история ее зарождения и эволюции была достаточно драматичной. Об этом, в частности, свидетельствует присутствие там как планетарных туманностей, состоящих из газа и пыли, так и огромных «гроздей» красных гигантов.

Данные наблюдений недвусмысленно указывают на то, что формирование Андромеды состоялось в два этапа. После первоначального интенсивного всплеска звездообразования, создавшего галактику, от двух до 4,5 миллиарда лет назад в ней внезапно образовался вторичный слой звезд. И наиболее правдоподобная его причина — катастрофическое слияние двух богатых газом галактик.

Команда Кобаяши, проанализировав имеющиеся данные о галактике, смогла установить детали этого древнего слияния. Созданная астрофизиками модель предсказала наличие в Туманности Андромеды звезд двух разных химических типов — в одних будет содержаться в десять раз больше кислорода, чем железа, в то время как в другой железа и кислорода окажется поровну.

Именно эта модель и была подтверждена спектроскопическими наблюдениями находящихся внутри галактики планетарных туманностей и звезд-красных гигантов, которые произвел телескоп «Уэбб». Как объяснил лидер команды: «Кислород является одним из так называемых альфа-элементов, производимых массивными звездами. Другими являются неон, магний, кремний, сера, аргон и кальций».

«Это фантастический пример того, как галактическая археология может дать новое понимание истории нашей Вселенной. Хотя во многих отношениях Андромеда похожа на наш Млечный Путь — это спиральная дисковая галактика такого же размера, — наше исследование подтверждает, что его история гораздо более интенсивна и драматична, с двумя полноценными эпохами звездообразования», — поделились астрофизики.

Что касается Млечного Пути, то спустя несколько миллиардов лет в истории галактики появится похожая драматическая «страница» — когда он сольется с Туманностью Андромеды.