Программа НАСА по доставке образцов с Марса неосуществима в текущем виде
Проекты

Программа НАСА по доставке образцов с Марса неосуществима в текущем виде

22 сентября 2023 года, 14:01

Специалисты НАСА вынуждены отложить перевод программы Mars Sample Return (MSR) на следующий этап разработки после того, как независимая проверка выявила серьезные проблемы с ее технической готовностью, стоимостью и графиком. Миссия, которая является совместным проектом американского управления и Европейского космического агентства (ЕКА), предполагает сбор образцов марсианского грунта и его доставку на Землю для дальнейшего анализа.

21 сентября НАСА опубликовало окончательный отчет независимой комиссии, которая должна была изучить состояние программы MSR по просьбе самого агентства. Обзор проводился под председательством бывшего директора по исследованию Марса в НАСА Орландо Фигероа. Результаты проверки оказались неутешительными.

По мнению экспертов, вероятность того, что два основных элемента MSR — спускаемый аппарат для извлечения образцов Sample Retrieval Lander, разработанный НАСА, и орбитальный аппарат для возвращения этих материалов на Землю Earth Return Orbiter, созданный ЕКА, — будут готовы к запуску в 2027 или 2028 году, «почти нулевая». Прогнозируемые бюджеты для реализации этой миссии также недостаточны, говорится в отчете.

«Концепция MSR с самого начала создавалась с нереалистичными ожиданиями по бюджету и графику. В результате у проекта нет согласованного технического плана, который бы заслуживал доверия, а также оговоренного надлежащим образом графика, стоимости и технической базы, которые могли бы быть выполнены при вероятном доступном финансировании», — полагают аналитики.

Опасения независимой экспертизы оправданы, ведь НАСА до сих пор не установило официальную смету расходов на MSR. В предыдущем обзоре 2020 года отмечалось, что программа обойдется агентству в 3,8-4,4 миллиарда долларов, а в докладе, составленном этим летом, сметные расходы выросли до 8-9 миллиардов долларов. В новом же отчете утверждается, что вероятный диапазон затрат на MSR составит от 8 до 11 миллиардов долларов, что значительно выше, чем ожидалось.

«Текущая эталонная архитектура [программы — прим. ред.] нежизнеспособна в рамках вероятного доступного профиля финансирования», — добавили эксперты, отметив, что данный ценовой диапазон вряд ли изменится, даже если НАСА поменяет общую архитектуру MSR.

Поэтому самой подходящей альтернативой представляется перенос запуска посадочного модуля и орбитального аппарата на 2030 год — тогда общие затраты составят от 8 до 9,6 миллиарда долларов. Однако такой подход потребовал бы расходования более одного миллиарда долларов в год в период с 2025 по 2028 финансовый год, что оказало бы еще большее бюджетное давление на общий портфель планетарных исследований НАСА.

Впрочем, несмотря на перечисленные проблемы, авторы обзора подтвердили научную ценность MSR. Они также порекомендовали НАСА найти способ вернуть все образцы, собранные марсоходом Perseverance, а не только те 10 контейнеров, которые ровер разместил в районе кратера Езеро ранее в этом году в качестве резервной копии. Кроме того, чиновников управления призвали более эффективно информировать о научной и стратегической важности MSR. Ведь, как многозначительно напомнили эксперты, помимо США, над усилиями по возвращению образцов с Марса примерно к 2030 году, работает и Китай.

После обнародования отчета со своим заявлением выступило НАСА: в нем сообщалось о переносе проверки MSR, запланированной на эту осень. Вместо этого команда рассмотрит доклад и вынесет рекомендацию о будущем программы в период с января по март 2024 года.