ЮАР присоединилась к российско-китайскому проекту создания лунной базы
Южно-Африканская Республика (ЮАР) примет участие в российско-китайском проекте строительства Международной научной лунной станции (МНЛС). Соответствующее соглашение подписали посол Китая в Южной Африке Чэнь Сяодун от имени Китайского национального космического управления (CNSA) и исполнительный директор Южноафриканского национального космического агентства (SANSA) Хумбулани Мудау.
Несмотря на то, что меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между космическими агентствами КНР и ЮАР был заключен еще 1 сентября, информацию о нем CNSA разместило на своем официальном сайте только спустя неделю. Соглашение стало первым подобным договором двух стран и фактически означает присоединение Претории к совместному проекту России и Китая.
«Обе стороны будут осуществлять инженерные проекты на Международной научной лунной станции, а также сотрудничать при ее эксплуатации и обучении научного персонала», — передает CNSA содержание меморандума.
Также в тексте документа отмечается, что основой для более активного взаимодействия ЮАР и Китая в сфере освоения космического пространства станет опыт, полученный сторонами в рамках БРИКС. Так, в частности, 22 августа во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Южную Африку Пекин и Претория подписали двусторонние соглашения об официальном сотрудничестве в области космоса. Поэтому меморандум по МНЛС является логическим продолжением прежних договоренностей.
Согласно этой дорожной карте, на период с 2031 по 2035 год запланированы пять лунных миссий. На первом этапе ожидается создание командного центра, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, на втором — строительство инфраструктуры для изучения лунной физики и сбор образцов, а на третьем — отработка технологий по использованию лунных ресурсов прямо «на месте». Четвертая миссия предполагает отработку и проверку технологий для биомедицинских экспериментов, а также сбора и возврата на Землю образцов, в то время как на заключительном этапе планируется создание инфраструктуры для лунной астрономии и наблюдений нашей планеты с поверхности Луны.
Еще раньше КНР планирует отправить к спутнику Земли автоматические станции «Чанъэ-6», «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8», чтобы испытать ключевые технологии. Если все пройдет успешно, то следующим шагом станет создание комплекса экспериментально-исследовательских средств, которыми можно будет управлять удаленно. Формально частью этой инициативы была и российская автоматическая межпланетная станция «Луна-25», но 19 августа она разбилась в результате столкновения с поверхностью спутника.
Сейчас Китай занимается созданием организации ILRSCO, которая будет координировать проект по созданию лунной базы. К октябрю CNSA собирается заключить оставшиеся соглашения и меморандумы с космическими агентствами и организациями других стран. В этом году агентство подписало заявления по ILRS с Азиатско-Тихоокеанской организацией по космическому сотрудничеству (APSCO), швейцарской компанией nanoSPACE AG и Гавайскими островами. Желание присоединиться к МНЛС также выразил и Пакистан. Кроме того, CNSA ведет переговоры по соглашениям еще с более чем 10 странами и организациями.
Российско-китайскую инициативу по созданию международной станции на Луне рассматривают как потенциальный конкурент американской лунной программе «Артемида». На данный момент НАСА привлекло к подписанию совместных соглашений 28 стран, из них совсем недавно к проекту присоединились Аргентина, Индия и Эквадор.