Юрий Борисов: нештатная работа корректирующего двигателя стала причиной аварии «Луны-25»
Причиной крушения российской межпланетной станции «Луна-25» стал сбой в работе двигателя во время торможения для перехода на предпосадочную орбиту. "Вместо запланированных 84 секунд он отработал 127", - сообщил глава Роскосмоса Юрий Борисов. По его словам, авария не приведет к сворачиванию российской лунной программы, а даже, возможно, послужит поводом к ускорению ее реализации.
«В процессе перелёта было осуществлено три корректировки траектории – на самом деле это достаточно сложная с инженерной точки зрения операция. 19 числа была запланирована очередная корректировка, чтобы аппарат перешёл на предпосадочную орбиту высотой перицентра около 20 километров» – напомнил Борисов.
Несмотря на то, что циклограмма прошла необходимые тесты и была без помех загружена на станцию, сбоя избежать не удалось: «Перед осуществлением корректировки аппарат провёл переориентацию, и в 14:10 включились двигатели. К сожалению, отключение двигателей произошло не штатно (в соответствии с циклограммой), а по временной отсечке. В результате вместо запланированных 84 секунд он отработал 127. Это было основной причиной аварии аппарата», – рассказал глава госкорпорации.
Детально причины произошедшего выяснят специалисты: «Все этапы полёта тщательно задокументированы. Основная причина аварии – нештатная работа корректирующего двигателя. А вот что привело к этому – будем разбираться. Уверен, что мы получим все необходимые данные при работе аварийной комиссии. Она уже назначена».
«Весь исторический опыт сопровождался авариями: с 1958 года, когда СССР серьёзно занимался лунной программой, до удачной посадки «Луны-9» прошло больше десяти лунных миссий. И каждая авария давала разработчикам почву и новый опыт», – заметил глава Роскосмоса, подчёркивая, что Россия не собирается ждать десятой попытки.
«Одним из достижений миссии, пусть она и не завершилась, является формирование нового коллектива в НПО Лавочкина, которое учтёт все ошибки, допущенные сейчас, и будущие миссии – под номерами 26, 27 и 28 – пройдут исключительно успешно», – подчеркнул Борисов.
«Мы получили бесценный опыт полёта к Луне, вывода космического аппарата на окололунную орбиту, проведения ряда научных экспериментов. Считаю, что, форсируя миссии «Луна-26» и «Луна-27», мы обязательно получим все недополученные результаты», – добавил глава Роскосмоса.
В общем, по отношению к будущим российским лунным миссиям космическая отрасль сохраняет оптимизм, и верит, что они не только не будут отменены, но и активизируются. Такое мнение разделяет, например, известный астроном, академик РАН Михаил Маров: «Я думаю, мы не выбили из лунной гонки. Если руководство Роскосмоса примет, с моей точки зрения, разумное решение, то миссию надо в ближайшее время повторить, для этого у нас есть все».
Представитель МИДа Китая Ван Вэйбинь отметил, что его страна намерена углублять сотрудничество с Россией по созданию в 2030-х годах совместной исследовательской станции на Луне. «Китай будет продвигать широкое сотрудничество по созданию Международной научной лунной станции», – заявил он.