На Солнце обнаружили дожди из сгустков раскаленной плазмы
Большой взрыв

На Солнце обнаружили дожди из сгустков раскаленной плазмы

17 августа 2023 года, 11:40

Метеоритный дождь возникает, когда Земля проходит через облако частиц, которые обычно остаются от пролетающей кометы. В атмосфере Земли крошечные частицы сгорают — так что иногда мы можем увидеть больше тысячи метеоров в час. На Солнце метеоритных дождей нет, но есть кое-что другое, не менее зрелищное.

С точки зрения физики Солнца мощный солнечный ветер будет препятствовать проникновению пыли в его пространство, однако недавнее исследование ученых, проведенное при помощи аппарата ЕКА Solar Orbiter (SolO), показало, что на единственной звезде Солнечной системы происходят дожди — из шаров раскаленной плазмы.

Астрофизики называют это необычное явление «корональным дождем». Корона — это внешний слой атмосферы Солнца, который простирается в космос на миллионы километров и является очень горячим. Когда температура падает, плазма может конденсироваться в огромные сверхплотные сгустки. Этим сгусткам некуда деваться, кроме как обратно к поверхности Солнца. Мощная гравитация звезды затягивает их вниз со скоростью более 100 километров в секунду.

Чтобы сделать снимки коронального дождя, Solar Orbiter приблизился к Солнцу на расстояние 49 миллионов километров. Это позволило получить изображения солнечной короны самого высокого разрешения. Орбитальный аппарат также наблюдал нагрев и сжатие газа непосредственно под сгустками солнечного дождя.

«Внутренняя солнечная корона настолько горячая, что мы, возможно, никогда не сможем исследовать ее на месте с помощью космического аппарата, — заметил ведущий автор исследования Патрик Антолин. — Однако SolO вращается достаточно близко, чтобы обнаружить мелкомасштабные явления внутри короны. Простое обнаружение корональных дождей — огромный шаг вперед в солнечной физике, потому что это дает нам важные подсказки об основных загадках Солнца. Например, как оно нагревается до миллионов градусов».

В отличие от земных метеоров, солнечные сгустки поистине огромны — они достигают 250 километров в поперечнике и оставили бы после себя серьезные разрушения, за исключением атмосферы звезды. «Если бы люди были инопланетными существами, способными жить на поверхности Солнца, мы бы постоянно были видели потрясающе красивые падающие звезды. Но нужно было бы постоянно бояться за свою голову!» — сыронизировал ученый.